"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Весь секрет в пальчиках
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. Примерный ход развития речи известен, он таков: сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- мозаику, коробочки для собирания камешков;
- пирамидки, наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застегиванию пуговиц различной величины;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь);
- наборы верёвочек различной величины;
- «пальчиковый» театр;
- игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.
Основные виды работы с малышами в тренировке движений пальцев рук
«Пальчиковые игры» — очень эмоциональные, увлекательные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Если ребёнок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Дети трёх лет осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Четырёх-пятилетние дошкольники предпочитают игры со множеством событий. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами.
Одними из интереснейших, любимых и доступных ребёнку младшего возраста пальчиковых игр являются: «Сорока-белобока», «Сидит белка», «Этот пальчик…», «Где ты был?». Для среднего возраста: «Где живёт сапожник», «Как дела?».
Чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной необходимо выделять время в занятиях. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям (речь становится более чёткой, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей) и не потребует дополнительного времени.
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутке играет положительную роль:
- регулярно стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствует внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчает усвоение навыков письма будущим школьникам.
Нетрадиционные виды работы с малышами в тренировке движений пальцев рук
«Цветные прищепки». Пристегнуть прищепку на кружочек того же цвета, вырезанный из картона.«Всё, что под рукой». Игра проводится с любым подручным материалом. Помогает развивать глазомер, мелкую моторику. Учит детей упорядочивать и сопоставлять предметы и явления. Благодаря подобным упражнениям развиваются тактильные ощущения, тренируются память и воображение. Примеры её проведения:
- «Волчок» — запускать пальцами волчки;
- «Красивые бусы» — нанизывать на нитку крупные бусины;
- «Катушечка» — наматывать цветной шнурок на катушку;
- «Сортировка» — из общей коробки разложить по баночкам пуговички определённых цветов;
- «Ох, посыпался горох!» — искать спрятанную в тазике с крупой мелкую игрушку;
- «Волшебный мешочек» — определить, что спрятано в мешочке (клубочек пряжи, ключ);
- «Платочек» — разглаживать скомканный листа бумаги всеми пальцами обеих рук (кулачками, с закрытыми глазами).
В своей работе с малышами можно использовать крышки от пластмассовых бутылок. Столько идей, не требующих финансовых затрат!
«Бассейн с хорошим настроением». Помогает детям сбросить негативные эмоции, обрести хорошее настроение. Малыши копаются в крышках, как бы «моют руки». Крышки в свою очередь прикасаются к разным точкам на ладошках ребят и оказывают тем самым положительный результат.
«Сюрприз». В бассейне из крышек спрятать маленькую игрушечку и попросить ребёнка на ощупь найти её. Можно проводить игры на развитие мелкой моторики закрепление цвета. Из множества крышек ребёнок должен отложить только те, которые определил ему по цвету педагог:
«В саду растут цветочки», «Воздушные шары», «На полянке» — подобрать серединку нужного цвета; «Еду-еду на машине», «Паровозик» — подобрать колёса по цвету; «Прилетели бабочки» — украсить крылышки бабочек.
Замечательно подходят крышки для развития психических процессов (памяти, внимания, мышления).
«Раскрась цветы крышками цветными» — на готовый эскиз цветка выкладывать нужного цвета крышки.
«Продолжи рисунок» — устанавливать закономерность (на карточках цветные кружочки расположены в определённом порядке, ребёнок должен понять этот порядок и продолжить закономерность).
Также пластмассовая бутылка и крышечки могут стать замечательным тренажёром для развития физического, развития глазомера и меткости.
«Попади птице в клюв» — попасть крышкой в бутылку.
Юлия Доронина, воспитатель высшей категории
МОУ детского сада № 236 г.Волгограда
Рекомендуем почитать
- Современные поэты – детям
- Эко-Новый год
- Посчитай предметы
- Международная специализированная выставка товаров для детей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии