"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Игровой стретчинг
Таким «занимательным делом» для ребёнка дошкольного возраста в нашем детском саду стал игровой стретчинг (по методике Е. В. Сулим. «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг»). Игровой стретчинг — это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
С помощью игрового стретчинга мы реализуем игровые возможности в целях оздоровления и развития физических качеств ребёнка. Занятия физкультурой превращаются в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра, как известно, это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается.
Эффективность методики игрового стретчинга заключается в частой смене двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. В процессе системного выполнения упражнений у детей развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. Сочетание динамических и статистических упражнений является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
В процессе работы по методике игрового стретчинга мы решаем оздоровительные и воспитательные задачи:
- Совершенствовать физические качества: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
- Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
- Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.
- Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении.
- Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребёнка. Методика игрового стретчинга основана на растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное и развивающее воздействие на весь организм.
Все занятия в ДОУ проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц.
Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых отрывков музыкальных произведений.
Предварительная подготовка к непосредственно образовательной деятельности с детьми игровым стретчингом подразумевает взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ.
Старший воспитатель подбирает методическую литературу, осуществляет подбор упражнений соответствии с возрастом детей; консультирует воспитателей по методике игрового стретчинга.
Воспитатели знакомят детей с образами животных различных климатических зон, их повадками; взаимодействуют с воспитателем по физической культуре на занятиях; используют образно-подражательные упражнения с детьми на утренней гимнастике, в динамических паузах между занятиями, в индивидуальной работе.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения в соответствии с упражнениями и сюжетом занятия.
Воспитатель по физической культуре составляет конспект занятий, на 1-2 занятии разучивает с детьми упражнения, на 3-м закрепляет и совершенствует их.
Медицинская сестра следит за нагрузкой, чтобы она была направлена на статическую растяжку мышц всего организма и, следовательно, не содержала резкие и силовые элементы движений. А также, следуя индивидуальным показаниям, исключает или заменяет упражнения для детей с патологией.
Заниматься игровым стретчингом лучше с детьми от 3-х лет. Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под соответствующую музыку. Все упражнения представляют собой имитацию движений птиц и зверей, различных сказочных героев. Сказка является самым главным элементом стретчинга для детей, она позволяет сделать занятие увлекательной игрой. Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:
- В вводной части выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к более сложным упражнениям. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, поднять эмоциональное настроение ребёнка.
- В качестве ОРУ используются музыкально-ритмические композиции.
- В основной части переходим к игровому стретчингу. Именно на этом этапе идёт включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей.
- В заключительной части занятий решается задача на восстановление организма после физических нагрузок. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или подвижная игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние. Игровые занятие; необходимо чтобы ребёнок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.
Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других формах работы с детьми по физической культуре как д ля снятия напряжения в мышцах, так и для повышения работоспособности. Для разнообразия упражнений мы используем стихи, речёвки, загадки.
Ежедневное проведение упражнений стретчинга и включение их во все физкультурно-оздоровительные формы работы в поможет общему укреплению, развитию организма. Как видим, игровой стретчинг очень важен для детского здоровья, поэтому он стал неотъемлемой частью занятий по физической культуре в нашем дошкольном учреждении.
Наталья Иванова, старший воспитатель
МБДОУ Д /с 75 «Солнышко» г.Нижний Новгород
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии