"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
В гости к Фее Грамматики
Цель: формировать грамматический строй русского языка.
Обучающие задачи: закреплять навыки образования глаголов с приставками по-, до-, в-, с-, об-, пере- и сложных прилагательных способом сложения основ; согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; продолжать учить правильно употреблять предлоги в предложениях.
Развивающие задачи: развивать слуховое внимание, память, речь, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению языка, навыки взаимопомощи при выполнении заданий.
Предварительная работа: составление описательных рассказов о весне; беседа «Зимующие и перелётные птицы»; рассматривание иллюстраций с птицами нашего края.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: слайды к заданиям, мяч, кубик с предлогами, конверты, предметные картинки с изображением мяча.
Раздаточный материал: фишки, карты-схемы пути; картин к замку Феи; картинки с изображениями птиц; карточки с цифрами от 1 до 10, со схемами для составления рассказа.
Ход занятия
(Дети собираются около воспитателя.)Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, что в нём и от кого оно? (Дети проявляют интерес, открываю конверт.) Давайте прочитаем. Здравствуйте дети! Пишет вам Фея Грамматики. Приглашаю вас в гости и готовлю много интересных игр. Принимаем приглашение? (Дети выражают желание отправиться в гости к Фее.) Вместе с приглашением Фея прислала задание. Если вы его правильно, выполните, то мы легко доберёмся до её дворца. (Предлагаю дошкольникам сесть за столы и провожу с ними игровое упражнение «Мы едем, едем, едем».)
Перед каждым из вас находится карта, которая укажет путь ко дворцу Феи, и фишка. Поставьте фишку на синий кружок и внимательно слушайте, куда её передвинуть. Если на пути вы встретите препятствие, то скажите, как его можно преодолеть. (Даю детям пошаговую инструкцию для передвижения по карте. Они в своих ответах используют приставочные глаголы, образованные от глагола ехать.)
Воспитатель: Одна клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз. Ехали, ехали, до горки…
Дети: Доехали! На горку въехали, потом с неё съехали и дальше поехали.
Воспитатель: Две клетки вправо, две клетки верх. До лужи…
Дети: Доехали! Лужу объехали и дальше поехали.
Воспитатель: Две клетки влево. До речки …
Дети: Доехали. Мост переехали и дальше поехали.
Воспитатель: Одна клетка влево, одна клетка вниз. До дворца…
Дети: Доехали!
Воспитатель: Вот мы и во дворце у Феи. (Надеваю корону и накидку, превращаюсь в Фею.)
Фея: Здравствуйте дети. Я очень рада, что вы добрались до моего замка и пришли ко мне в гости. В эти конверты я спрятала названия игр, в которые хочу с вами поиграть. (Привлекаю внимание дошкольников к конвертам на столе.) Выбирайте один из них, открывайте и доставайте карточку с картинкой и надписью. (Дети подходят к столу, выбирают и открывают конверт, достают из него карточку с изображением мяча, называют его и читают название игры: «Один-много».)
Фея: Давайте поиграем! Становитесь в круг. (Провожу с детьми речевую игру «Один-много» на согласование существительных и прилагательных в форме родительного падежа множественного числа. Речевой материал: волшебное слово - много волшебных слов, красивый цветок - красивых цветов, синий мяч - синих мячей, весёлая девочка - веселых девочек, вежливые гости - вежливых гостей и другие.) Молодцы ребята, весело с вами играть. Предлагаю открыть следующий конверт. (Дети подходят к столу, выбирают конверт, достают из него картинки с изображением птиц нашего края и рассматривают их.)
Фея: Каких птиц можно назвать длиннохвостыми? Покажите картинки с ними. (Дети называют и показывают сороку.) Покажите красногрудых птиц. (Дошкольники называют снегирей и показывают их изображения.) А теперь вы назовите признаки птиц, которые нарисованы на картинках, с помощью сложных слов. (Провожу с детьми игровое упражнение «Скажи одним словом» на образование сложных прилагательных от словосочетаний. Речевой материал: длинноклювый дятел, желтогрудая синица, красногрудый снегирь, белобокая сорока, серокрылый голубь, громкоголосая ворона, большеголовая сова, чернокрылый снегирь, короткоклювая синица, длинноногий журавль.)
Фея: Молодцы, ребята! Теперь хочу пригласить вас на весёлую разминку и превращаю всех в весёлых котят. Покажите, как они умеют потягиваться. (Звучит музыка. Провожу подвижную паузу с растяжками. Затем предлагаю детям открыть следующий конверт.)
Дети: Здесь разные цифры.
Фея: Чтобы поиграть в эту игру, приглашаю всех за столы. На каждом столе карточки с цифрами и карточки изображениями овощей, фруктов, домашних и диких животных. Нужно взять карточку с картинками, сосчитать их количество и выбрать цифру, которой можно обозначить это число. Потом назвать количество предметов, добавив слово-признак. Например: четыре пушистых котёнка, две рогатые коровы. (Провожу с детьми речевую игру «Сосчитай, не ошибись» на согласование словосочетаний из прилагательного и существительного с числительным.)
Фея: Молодцы, ребята! Теперь узнаем следующую игру. (Дошкольники открывают конверт и достают изображение куба с предлогами. Достаю из коробки такой же куб и предлагаю детям встать в круг.) Этот волшебный куб мы будем передавать друг другу по кругу. Произнесём считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, будешь кубик ты вращать». На ком закончилась считалка, тот будет вращать куб с закрытыми глазами и положит ладонь на любую его грань. Открыв глаза, надо назвать предлог и придумать с ним предложение на тему «Зима». Предложения могут придумывать все желающие. (Провожу с детьми речевую игру «Скажи с предлогом!».)
Ребята, мне очень понравилось с вами играть. Вот подарок для вас - ещё одна интересная игра. Вы поиграете в неё в группе. (Фея прощается с дошкольниками, «превращаюсь» в воспитателя. Обсуждаем с детьми и трудные задания, и те, которые понравились.)
Елена Скворцова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 96 «Алёнушка»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Рекомендуем почитать
- Дарья Костюк: «Я сама придумываю для сына игры»
- Суперпластилин
- Любимые игры на свежем воздухе
- Спрашивайте – отвечаем!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии