"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
Зачем ребёнку тряпичная кукла?
Одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения — совершенствование зрительно-моторной координации. Для дошкольников с нарушением зрения характерны нескоординированность зрительно-моторных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц. Поэтому формирование навыков синхронности действия руки и глаза особо важно для таких детей.
В нашем детском саду одно из решений этой задачи — привлекать детей к продуктивной деятельности, к ручному труду. Начальные навыки по изготовлению традиционных кукол дети получают уже в младшем дошкольном возрасте. Первая сделанная детьми кукла — «Сонница-бессонница». В процессе её изготовления формируется умение завязывать узел и координируется работа двух рук под контролем зрения. Далее следуют бесшитьевые куклы «Кувадки», «Утешница», «Бабочка», «Ангелочек», «Младенчик». В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с иголкой и учатся швам, с помощью которых сами шьют и украшают кукол-зернушек.
Для слабовидящих детей огромную роль играет уровень развития всех остальных анализаторов: осязания, обоняния, слуха, вкуса. А это означает, что чем раньше у ребёнка развивать интерес к простейшему сенсорному анализу предмета, выявлению с помощью взрослых наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств, тем ярче и доступнее станет для него окружающий мир.
При изготовлении кукол дети познают свойства различных материалов (ткани разной толщины и фактуры, пряжа, нитки, тесьма, ленты, пуговицы). Дети учатся подбирать лоскутки тканей, опираясь на данное педагогом словесное описание по цвету и его оттенкам, по форме и величине (например: для фартука нужно взять светло-голубой лоскуток прямоугольной формы). К 6–7 годам ребёнок уже может определить правильные пропорции частей тела рукотворной куклы, знает несколько разных конструкций кукол, может подобрать элементы костюма в зависимости от величины куклы. В результате у ребёнка улучшается тактильная чувствительность, ему легче анализировать длину, ширину, высоту предметов.
Народные куклы — элемент традиционной детской культуры. Они несут в себе определённые образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное их отличие от современных игрушек.
В нашем детском саду активно используются рукотворные игрушки. Уже в младшей группе дети с удовольствием обследуют сундучок с тряпичными куклами, сшитыми для них педагогом. Каждая кукла имеет ярко выраженный образ, дети определяют его безошибочно: мама, бабушка, папа, дедушка, сыновья и дочери. В зависимости от времени года воспитатель дополняет сундучок куклами: зимой в валенках и шубках, летом в сарафанах и лаптях. Куклы отличаются по росту и толщине. Ребёнку приятно держать в руках такую куклу, укачивать её, петь ей колыбельные. Тёплое, доверчивое отношение детей к традиционным куклам подтолкнуло автора этой статьи к тому, чтобы формировать соответствующую предметно-развивающую среду. В группе выделено пространство для игр с куклами, его украсили элементы рукотворного творчества:
- гобеленовое панно ручной работы с изображением сказочного домика с дорожкой и садом перед ним;
- лавка, застеленная домотканым половичком;
- деревянная мебель ручной работы для кукол;
- табуретка с вязаным круглым ковриком;
- лоскутные одеяла для кукол;
- тканые половички и вязаные коврики разной формы и цвета;
- коллекция мелкой посуды для кукол из дерева, фарфора и металла;
- плетёная люлька;
- сундучок, украшенный лоскутным узором с набором деревянных и лыковых игрушек, народных музыкальных инструментов;
- игрушки из натуральных материалов: лошадки-качалки для кукол, соломенный бычок, плетёный козлик, деревянные медведи, матрёшки и пр.
Мы знакомили детей с народными сказками, потешками, песенками, это настолько заинтересовало детей, что они стали просить о том, чтобы вместе шить кукол — персонажей русских народных сказок: ленивицу и рукодельницу (были сшиты на основе традиционных кукол «Барыня» и «Работница»), мачеху и Бабу-Ягу. В таких играх дети учатся общаться друг с другом, согласовывать замысел игры. Это требует от ребёнка владения не только игровыми, но и коммуникативными умениями, создающими общий эмоционально-положительный фон игры.
Традиционная кукла заинтересовала не только детей, но и родителей. В целях популяризации традиционной куклы в нашей группе проводились выставки: «Мамы, бабушки, сестрёнки»; «Мы все такие разные» (кукольные семьи разных регионов России); «Зернушки»; «Куклята» (выставка кукол, сшитых детьми). Родители сами вызвались организовать выставку женских рукоделий мам и бабушек. Традиционная кукла стала визитной карточкой нашей группы в детском саду.
Елена Скорич, воспитатель детского сада
№ 98, г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
- "Сказочные лабиринты игры"
- Экспресс-курс по воспитанию детей от Адель Фабер и Элейн Мазлиш
- Открытка для мамы, сестры или бабушки
- Темперамент ребёнка и детская комната – ищем взаимосвязи
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии