"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Творческая мастерская
Однажды мы предложили детям порисовать цветной солью, и это оказалось очень увлекательным занятием. Дошкольники проявили интерес к использованию в творчестве материала, который обычно находится рядом с нами и используется совсем для другого. Рассматривая соль как безопасный экологически чистый продукт, различные свойства которого можно выявить при экспериментировании, мы поддержали желание детей приготовить соль разного цвета. После обсуждения возможности изготавливать и другие материалы для творчества, было решено открыть для этого мастерскую и фиксировать всё, что в ней будет происходить. Так появился проект «Мастерская по изготовлению материалов для творчества», в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.
Цель проекта (взрослая): создать благоприятные условия для развития познавательного интереса и творческого потенциала дошкольников.
Задачи: содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса, обогащению чувственного опыта детей; создать условия для свободного экспериментирования с различными материалами и инструментами; закрепить и обогатить представления детей о свойствах соли; развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные навыки, самостоятельность; содействовать активному участию родителей в совместной с детьми деятельности.
Цель проекта (детская): узнать о новых возможностях использования знакомых материалов.
Задача. Получить ответы на вопросы: Как сделать соль цветной? Где её можно использовать? Как приготовить солёное тесто? Чем его можно окрасить? Как это сделать? Как изготовить цветные мелки?
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Подготовительный этап. Содержание работы представлено постановкой проблемы, определением целей и задач проекта, разработкой планирования деятельности детей и взрослых, изучением методической литературы, подбором необходимого для творчества материала. С помощью родителей был собран следующий материал: соль белая поваренная, морская и цветная для ванн; гипс, гуашь, мелки пастельные, акварель, бумага, ткань, рамки, трубочки, баночки пластиковые, формочки детские, воронки, палочки, кисточки, клей ПВА.
Основной этап. На этом этапе в рамках проекта была организована совместная деятельность детей и взрослых и самостоятельная творческая деятельность детей. Исследовательская деятельность детей представлена
- окрашиванием разных видов соли гуашью, акварелью, растолчёнными мелками; выяснением, чем окрашивать легче, удобнее, интереснее, быстрее;
- пополнением коллекции разноцветной соли в центре изодеятельности;
- использованием окрашенной соли в нетрадиционных техниках продуктивной деятельности при выполнении картин из цветной соли, наполнении слоями цветной соли прозрачных баночек, бутылочек, вазочек;
- поиском детьми оптимального соотношения компонентов солёного теста, из которого можно изготавливать поделки;
- изготовлением солёного теста и использованием его в продуктивной деятельности;
- окрашиванием солёного теста в разные цвета;
- приготовлением гипсового раствора и окрашиванием его;
- заливкой окрашенного гипсового раствора в формочки;
- разработкой и оформлением схем-алгоритмов для изготовления солёного теста и гипсовых мелков;
- рисованием на асфальте гипсовыми мелками;
- сравнением свойств изготовленных и покупных мелков для рисования.
Заключительный этап. Презентация продуктов проекта: выставка рисунков «Соленые фантазии» и выставка поделок из солёного теста «Волшебница Соль», демонстрация использования схем-алгоритмов приготовления мелков и соленого теста. Обучение детей из других групп рисованию цветной солью и лепке из соленого теста.
Представляем НОД «Цветная соль». Её содержание было разработано для детей с нарушениями зрения, но может быть успешно использовано в работе и с нормально видящими дошкольниками.
Обучающие задачи: расширять представления о свойствах соли.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, навыки экспериментирования, внимание, мышление, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: продолжать формировать умение договариваться и совместно выполнять задания.
Ход образовательной деятельности
Дошкольникам сообщают, что сегодня повара перепутали баночки, в которых хранятся сыпучие продукты. Они не могут найти один продукт, и переживают, что без него обед будет невкусным. Педагог предлагает детям помочь поварам.
Чтобы узнать, что же все ищут, дошкольникам предлагают отгадать загадки: что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает (сахар); отдельно я не так вкусна, зато красива, солона и в пище каждому нужна (соль). Дети отгадывают загадки, и догадываются, что повара ищут баночку с солью.
Педагог предлагает узнать, в какой из двух баночек соль, а в какой сахар. Дошкольники пробуют содержимое на вкус, на ощупь, нюхают и определяют соль. Они рассказывают, чем отличаются соль и сахар, и чем эти продукты схожи. Чтобы больше не перепутать баночки, педагог предлагает наклеить на них картинки.
Детям сообщают, что соль не только помогает сделать вкуснее нашу еду, ею можно рисовать. Им предлагают надеть фартуки, пройти в лабораторию и провести эксперимент по окрашиванию соли в разные цвета. После выполнения зрительной гимнастики внимание дошкольников обращают на емкости с разной солью – крупной, мелкой, с солью для ванн. Затем предлагают выбрать гуашь, акварель или цветные мелки и окрасить соль.
Пока соль подсыхает, педагог предлагает детям ответить на вопросы: Какую соль окрашивать легче? После окрашивания какими материалами она выглядит ярче или, наоборот, бледнее? Чем быстрее получилось окрасить соль? Детям демонстрируют, как можно использовать разноцветную соль, предлагают насыпать её разными слоями в вазочку, а потом выбрать и раскрасить солью картинку. В конце занятия детские работы помещаем на выставку.
Елена Ставер, воспитатель
Ольга Петрова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 17 «Здоровячок»
г. Зеленогорск, Красноярский край
Рекомендуем почитать
- Зимние забавы
- Технопарк - уникальный мир техники
- Горячая десятка мая
- Lego Friends: только для девочек!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии