"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Умение решать конфликтные ситуации
Семинар-практикум для педагогов по выходу из конфликтных ситуаций
Цель: формирование представлений о способах выхода из конфликта и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- знакомить со способами поведения в конфликте;
- способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;
- отрабатывать стратегии решения повседневных конфликтов.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, музыка расслабляющая, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, тест на каждого педагога.
Ход семинара
Психолог: Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске, конфликт выполняет и позитивную функцию: способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения. (Упражнение «Яблоко и червячок».) Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое – все любуются вами, восхищаются. Вдруг подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Психолог: Всё-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Я вам хочу привести пример из книги «Исторические анекдоты из русской жизни».
Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру I дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:
– Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!
– Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить. Александр, подумав немного, возразил:
– Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император всё-таки прощу, но как человек затаю злобу.
Психолог: Так поступал Александр I, чтобы избежать конфликтов. Для того чтобы узнать, как поступаете вы, проведём тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». (Проводится тестирование.) А теперь перед вами задание «Праздничный пирог».
Представьте, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведёте? Выберите вариант:
- попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка».);
- разрежете сами, на своё усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула».);
- учтёте пожелания гостей, себе возьмёте кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок».);
- постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова».);
- скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса».)
Психолог: Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия?
Психолог: Разделитесь, пожалуйста, на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта. Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полёте на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль. (Выполнение упражнения.)
Психолог: Давайте совместно подумаем о том, как лучше всего выходить из конфликтной ситуации. И составим себе памятку.
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя останавливаться.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Психолог: А теперь каждому участнику нашего семинара предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.
Психолог: Какие выводы можно сделать после проведения нашего семинара? Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта. Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем.
Ольга Выдра, педагог-психолог МБДОУ ЦРР
Д/с «Алёнушка», Респ. Хакасия, р.п. Усть-Абакан
Рекомендуем почитать
- Добро пожаловать, Маленький принц!
- Игровая технология «Сказочные лабиринты игры»
- Полезные подарки детям от 3 лет и старше
- Весёлые уроки, ООО "Мир пластика"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии