"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Плоскостное моделирование
Использование учебно-игровых пособий в непосредственно образовательной деятельности для детей разных возрастных групп
Игровые пособия помогают педагогам сделать занятия увлекательными и более продуктивными. Создание игровых ситуаций способствует развитию у дошкольников сенсорных (цвет, форма, пространственные отношения), познавательных и комбинаторных способностей, элементарных математических представлений. На примере нескольких игровых пособий ТМ «Корвет» мы хотим показать варианты использования подобных материалов на занятиях по плоскостному моделированию.
Учебно-методический комплекс «Сложи узор» – это многофункциональная игра, которая направлена на развитие пространственного, логического и творческого мышления, а также внимания, памяти и воображения. Данный комплекс состоит из 16-ти одинаковых кубиков, окрашенных в четыре цвета (красный, жёлтый, синий, белый), что позволяет составлять из них одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные узоры. Каждый из этих узоров напоминает контур определённого предмета.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Педагог: Что же это за «зелёный дом»? (Лес.)
Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по нашему лесу. Но где же наш транспорт?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Дети под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» цепляются друг за друга, проходят «паровозиком» один круг до импровизированного леса.)
Педагог: Вот мы и прибыли в лес. Какие деревья в нём растут? (Ели.) А давайте сложим эти пушистые ёлочки из наших кубиков. (Дети складывают ёлочки по образцу из набора «Сложи узор».)
Педагог: Этот гриб живёт под елью,
Под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – ... (Боровик.)
Педагог: Ребята, но под нашими ёлочками совсем нет грибов. Давайте их выложим из наших кубиков. (Дети складывают грибочки по образцу из набора «Сложи узор».)
Педагог: А теперь мы отдохнём и грибочки соберём. (Выполняется физкультминутка «Боровик».)
Педагог: Ребята, собирая грибочки, мы и не заметили, как попали на чудесную поляну. Что на ней растёт? (Цветы.) Давайте с помощью наших кубиков выложим такие же цветочки. (Дифференцированное задание: базовый уровень – сложить красный цветочек по образцу из набора «Сложи узор», повышенный уровень – сложить такой же по форме цветочек, но используя кубики жёлтого и синего цветов.)
Педагог: Посмотрите, бабочка прилетела посмотреть на вашу цветочную поляну. (Педагог показывает карточку с узором «Бабочка».) Ваша задача – запомнить узор в течение 1 минуты, а затем его повторить с помощью кубиков. (Дети складывают бабочек по памяти.)
Педагог: Вам нравится на нашей поляне? (Ответы детей.) Давайте на ней немного отдохнём. (Дети садятся на пол, закрывают глаза и слушают музыку «Звуки леса».)*
«Уникуб» – развивающая игра, которая способствует развитию пространственного мышления, интеллекта, внимания, умения логически мыслить и решать нестандартные задачи. Данная игра представляет собой набор из 27-ми универсальных кубиков, которые вводят ребёнка в мир трёхмерного пространства. Задача – складывать из кубиков различные трёхмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.
Занятия с кубиками «Уникуб» можно начать с детьми среднего дошкольного возраста. Для них подойдут следующие задания: сложить из кубиков простейшие фигуры (например, поезд, дом, башня), сложить площадки из 4-х, 9-ти, 16-ти кубиков. Для детей старшего дошкольного возраста задания можно усложнить. Например, сложить малый куб из 4-х, 8-ми, 12-ти кубиков определённого цвета: синего или красного. Через некоторое время можно включать задания на логику. Например, необходимо построить квадратную площадку из 16-ти кубиков, но все грани, кроме нижней, должны быть красные.
Развивающая игра «Кубики для всех» учит детей мыслить пространственными образами, что помогает овладеть графической грамотностью и уже до школы понимать, что такое «план», «карта», «чертёж». С помощью логических кубиков с детьми дошкольного возраста можно «поставить» настоящую сказку, где каждое действие будет сопровождаться складыванием новой фигуры.
Педагог: В одном красивом доме жила девочка. У неё была маленькая собачка. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Собака».)
Педагог: Однажды девочка после садика вернулась домой, поужинала, почистила зубки и собралась ложиться в свою кровать. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Кровать».)
Педагог: Но перед тем, как лечь спать, она сняла с себя одежду. А ещё что? (Обувь.) Правильно, она сняла красивые туфельки. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Туфелька».) И пока девочка спала, её собака спрятала одну туфельку.
Педагог: Давайте найдём туфельку девочки. В комнате стоит стол и кресло. (Дети из логических кубиков складывают фигуры «Стол» и «Кресло».) Так куда же собачка спрятала туфельку? (Дети пробуют из «стола» и «кресла», путём добавления новых кубиков, сложить снова туфельку. Приходят к выводу, что туфелька спрятана под столом.)
Развивающая игра «Кубики-Хамелеон» идеально подойдёт для детей, у которых недостаточно развито образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия. Игра развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что помогает создать определённый образ. Задача – воспроизвести на плоскости определённую постройку по образцу. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа), правильность окраски спереди, сверху и сбоку (3D).
После того, как ребёнок усвоит принцип работы с кубиками «Сложи узор», можно перейти к освоению набора «Кубики-Хамелеон», а далее приступить к более сложным задачам с помощью кубиков «Уникуб» и набора «Кубики для всех».
*В помощь воспитателю
Прослушав вебинар Татьяны Григорьевны Харько «Игры на плоскостное моделирование в развитии детей дошкольного возраста», вы сможете узнать другие варианты использования кубиков «Сложи узор» для формирования математических представлений и развития речи дошкольников. Также в этом видео представлена подробная информация о специальных альбомах, которые помогут разнообразить игры с данным набором кубиков.
Игровые пособия помогают педагогам сделать занятия увлекательными и более продуктивными. Создание игровых ситуаций способствует развитию у дошкольников сенсорных (цвет, форма, пространственные отношения), познавательных и комбинаторных способностей, элементарных математических представлений. На примере нескольких игровых пособий ТМ «Корвет» мы хотим показать варианты использования подобных материалов на занятиях по плоскостному моделированию.
Учебно-методический комплекс «Сложи узор» – это многофункциональная игра, которая направлена на развитие пространственного, логического и творческого мышления, а также внимания, памяти и воображения. Данный комплекс состоит из 16-ти одинаковых кубиков, окрашенных в четыре цвета (красный, жёлтый, синий, белый), что позволяет составлять из них одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные узоры. Каждый из этих узоров напоминает контур определённого предмета.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Педагог: Что же это за «зелёный дом»? (Лес.)
Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по нашему лесу. Но где же наш транспорт?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Дети под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» цепляются друг за друга, проходят «паровозиком» один круг до импровизированного леса.)
Педагог: Вот мы и прибыли в лес. Какие деревья в нём растут? (Ели.) А давайте сложим эти пушистые ёлочки из наших кубиков. (Дети складывают ёлочки по образцу из набора «Сложи узор».)
Педагог: Этот гриб живёт под елью,
Под её огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – ... (Боровик.)
Педагог: Ребята, но под нашими ёлочками совсем нет грибов. Давайте их выложим из наших кубиков. (Дети складывают грибочки по образцу из набора «Сложи узор».)
Педагог: А теперь мы отдохнём и грибочки соберём. (Выполняется физкультминутка «Боровик».)
Педагог: Ребята, собирая грибочки, мы и не заметили, как попали на чудесную поляну. Что на ней растёт? (Цветы.) Давайте с помощью наших кубиков выложим такие же цветочки. (Дифференцированное задание: базовый уровень – сложить красный цветочек по образцу из набора «Сложи узор», повышенный уровень – сложить такой же по форме цветочек, но используя кубики жёлтого и синего цветов.)
Педагог: Посмотрите, бабочка прилетела посмотреть на вашу цветочную поляну. (Педагог показывает карточку с узором «Бабочка».) Ваша задача – запомнить узор в течение 1 минуты, а затем его повторить с помощью кубиков. (Дети складывают бабочек по памяти.)
Педагог: Вам нравится на нашей поляне? (Ответы детей.) Давайте на ней немного отдохнём. (Дети садятся на пол, закрывают глаза и слушают музыку «Звуки леса».)*
«Уникуб» – развивающая игра, которая способствует развитию пространственного мышления, интеллекта, внимания, умения логически мыслить и решать нестандартные задачи. Данная игра представляет собой набор из 27-ми универсальных кубиков, которые вводят ребёнка в мир трёхмерного пространства. Задача – складывать из кубиков различные трёхмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.
Занятия с кубиками «Уникуб» можно начать с детьми среднего дошкольного возраста. Для них подойдут следующие задания: сложить из кубиков простейшие фигуры (например, поезд, дом, башня), сложить площадки из 4-х, 9-ти, 16-ти кубиков. Для детей старшего дошкольного возраста задания можно усложнить. Например, сложить малый куб из 4-х, 8-ми, 12-ти кубиков определённого цвета: синего или красного. Через некоторое время можно включать задания на логику. Например, необходимо построить квадратную площадку из 16-ти кубиков, но все грани, кроме нижней, должны быть красные.
Развивающая игра «Кубики для всех» учит детей мыслить пространственными образами, что помогает овладеть графической грамотностью и уже до школы понимать, что такое «план», «карта», «чертёж». С помощью логических кубиков с детьми дошкольного возраста можно «поставить» настоящую сказку, где каждое действие будет сопровождаться складыванием новой фигуры.
Педагог: В одном красивом доме жила девочка. У неё была маленькая собачка. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Собака».)
Педагог: Однажды девочка после садика вернулась домой, поужинала, почистила зубки и собралась ложиться в свою кровать. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Кровать».)
Педагог: Но перед тем, как лечь спать, она сняла с себя одежду. А ещё что? (Обувь.) Правильно, она сняла красивые туфельки. (Дети из логических кубиков складывают фигуру «Туфелька».) И пока девочка спала, её собака спрятала одну туфельку.
Педагог: Давайте найдём туфельку девочки. В комнате стоит стол и кресло. (Дети из логических кубиков складывают фигуры «Стол» и «Кресло».) Так куда же собачка спрятала туфельку? (Дети пробуют из «стола» и «кресла», путём добавления новых кубиков, сложить снова туфельку. Приходят к выводу, что туфелька спрятана под столом.)
Развивающая игра «Кубики-Хамелеон» идеально подойдёт для детей, у которых недостаточно развито образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия. Игра развивает умение сочетать и варьировать цвет и форму, что помогает создать определённый образ. Задача – воспроизвести на плоскости определённую постройку по образцу. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа), правильность окраски спереди, сверху и сбоку (3D).
После того, как ребёнок усвоит принцип работы с кубиками «Сложи узор», можно перейти к освоению набора «Кубики-Хамелеон», а далее приступить к более сложным задачам с помощью кубиков «Уникуб» и набора «Кубики для всех».
*В помощь воспитателю
Прослушав вебинар Татьяны Григорьевны Харько «Игры на плоскостное моделирование в развитии детей дошкольного возраста», вы сможете узнать другие варианты использования кубиков «Сложи узор» для формирования математических представлений и развития речи дошкольников. Также в этом видео представлена подробная информация о специальных альбомах, которые помогут разнообразить игры с данным набором кубиков.
Рекомендуем почитать
- Решаем задачи с Матроскиным
- Путешествие в старину
- Компания «Световид». Детские развивающие игрушки
- Оригами или игры с бумагой
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку