"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Пальчиковые игры с подручными средствами
Мелкая моторика – это такие скоординированные действия человека, благодаря которым мы ежедневно совершаем десятки различных действий: берём маленькие предметы, шнуруем обувь, застёгиваем пуговицы и многие другие. Все мы знаем о пользе развития мелкой моторики рук. Ведь уже давно доказана прямая связь между мелкой моторикой рук и развитием речи. Но это ещё не всё! Влияние мелкой моторики мы наблюдаем при развитии мышления, памяти, воображения, внимания, логики, наблюдательности, усидчивости и координации движений. Поэтому развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте. Но речь пойдёт о детях дошкольного возраста. Мы расскажем о доступных приёмах по развитию мелкой моторики с помощью подручных средств, которые есть у каждого из нас дома!
Пальчиковые игры со стихами
Описание: пальчиковая гимнастика в сочетании с весёлым стихотворением помогает развивать и память, и воображение. Например, стихотворение «Мышка»:Маленькая мышка по городу бежит.
Глядит во все окошки и пальчиком грозит:
– А кто не лёг в кроватку? А кто не хочет спать?
Такого непослушного я буду щекотать! (Обязательно пощекочите своего ребёнка, это доставит ему большое удовольствие.)
В данном авторском видео представлено многообразие пальчиковых игр на любую тему и любой вкус.
Пальчиковые игры про названия пальцев
Описание: взрослый с ребёнком читает стихотворение, называет пальцы рук и производит какое-либо действие с ними. Например, зажимаем пальцы правой руки в кулак, отгибаем каждый палец, как только слышим его название:В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
Поиграем с пальцами правой руки? Покажите большой палец, указательный, мизинец, средний. Какой остался? – верно, безымянный. Для левой руки можно взять стихотворение, которое представлено в нашем авторском видео.
Игры с ладошками, бумагой и карандашом
Теперь, когда мы вспомнили названия пальцев рук, будет очень легко и просто перейти к следующей игре. Для неё необходимы лист бумаги и простой карандаш. Слушая инструкцию, дети загибают одни пальцы, оттопыривают другие, затем обводят кисть руки по контуру, добавляют детали и раскрашивают изображение.Такие задания вы видели не раз. Но чаще всего фоном выступает музыка, а мы хотим предложить вам речь, которая будет развиваться сама по себе и выступать средством формирования, развития или коррекции других высших психических функций.
Вариант № 1: располагаем лист бумаги вертикально, берём карандаш. На лист бумаги кладём ладонь, все пальцы, кроме большого, соединены, большой палец оттопырен. Обводим кисть по контуру. Переворачиваем лист на 90 градусов, дорисовываем клюв, глаз, бровь, крыло, лапки. Кто получился? – Птица.
Вариант № 2: вновь лист располагаем вертикально. Кладём ладонь чуть наискосок, оттопыриваем пальцы, при этом средний сгибаем. Обводим по контуру. Добавляем глаза, брови, уши, выделяем линию шеи, носик, язычок, пятнышки. Кто это? – Жираф.
Вариант № 3: располагаем лист вертикально. Руку кладём по диагонали, сгибая мизинец и безымянный, слегка оттопыривая большой палец. При этом указательный и средний пальцы соединены. Обводим кисть по контуру, добавляем слева полуовал в виде буквы С, прорисовываем ухо, глаз, бровь, носик, усики, ротик и язычок. Кто получился? – Собачка.
Вариант № 4: кладём лист вертикально, сгибаем указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец выпрямлены, оттопырены. Накладываем кисть на лист бумаги, обводим, переворачиваем лист на 90 градусов. Добавляем глаза, язычок, три горизонтальные и зигзагообразные линии по центру рисунка. Кто это? – Змейка.
Обратите внимание, даже здесь, ещё не приступив к собственно речевым играм, мы вводим или закрепляем у ребёнка понятие «вертикальный», «наискосок», «по диагонали» и другие. Но ведь мы ещё можем предложить следующие игры, пока ребёнок раскрашивает живое существо или, если два действия одновременно сложны, когда картинка уже полностью готова:
- Отрабатываем навык согласования числительных с существительными, когда считаем от одного до пяти или наоборот: один глаз, два глаза, три глаза и так далее.
- Формируем или закрепляем умение образовывать притяжательные прилагательные: Клюв птицы чей? – Птичий; Ухо жирафа чьё? – Жирафье и так далее.
- Развиваем навык изменения прилагательных по родам и числам: Клюв чей? – Птичий; Крыло чьё? – Птичье; Лапка чья? – Птичья; Глаза чьи? – Птичьи.
- Предлагаем подбор признаков к существительным: птица какая? – глупая, умная, большая, маленькая. Здесь одновременно мы отрабатываем и антонимию.
- Предлагаем подбор действий: Птица что делает? – Бегает, клюёт, взлетает.
- Подготавливаем базу для умения составлять короткие предложения по схеме: «Какой? Кто (что?)? Что делает?» – Глупая птица бегает.
- Следим (для ребёнка подготовительной к школе группы) за правильным формированием графического навыка, когда просим верно держать карандаш или фломастер; наблюдаем, чтобы ребёнок не выходил за контуры; предлагаем заштриховать по определённому образцу и так далее.
- Обсуждаем с детьми, какие пальцы на этих изображениях согнуты, какие оттопырены.
Здесь мы показали простые случаи рисования ведущей рукой. Но ведь можно развивать не ведущую руку, таким образом привлекая к работе межполушарные связи. Допустим, начните с павлина, а потом и вовсе перейдите на не ведущую руку. Изображений может получиться великое множество, наша задача называть пальцы, располагать их по-разному относительно друг друга и играть в речевые игры.
Гимнастика с зубной щёткой
Описание: нам понадобится зубная щётка. Но мы будем не зубы чистить, а делать массаж пальчиков. Очень здорово такой массаж сопровождать небольшим стихотворением:— Кто приехал?
— Мы, мы, мы!
— Мама, мама, это ты?
— Да, да, да!
— Братец, братец, это ты?
— Да, да, да!
— Ах, сестричка, это ты?
— Да, да, да!
— Все мы вместе?
— Да, да, да!
Подобные упражнения тоже очень весёлые и полезные, и, наверняка, детям понравится такое нестандартное использование зубной щётки.
Итак, вы видите, развитие цветового восприятия, воображения, речи, мелкой моторики как таковой, море идей и возможностей даёт нам то, что есть у каждого дома. Занимайте своих детей с помощью подручных средств! Это увлечёт и их, и вас!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед,
Мария Мазурова, педагог-психолог,
ГБОУ Школа 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» сюжетно-дидактические игры
- Учёба, игра и… просвещение
- Либерталия: карибские страсти
- Жил-был мышонок
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии