"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Тропа доверия
Цели: дать возможность участникам осознать, что результата можно достичь при совместной работе; сплотить группу в процессе преодоления трудностей; создать атмосферу взаимного доверия и поддержки в коллективе; оказать помощь членам группы в преодолении собственного страха, своих комплексов; диагностировать возникшие конфликты и пути их разрешения.
В процессе выполнения заданий создаётся атмосфера доверия и поддержки в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию её решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей. Во время прохождения элементов верёвочного курса группа может отказаться проходить те или иные препятствия. Отказ может быть индивидуальным – это в том случае, когда человек не надеется, не доверяет своей группе.
Функции ведущего на этапах
В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе его задание и правила и обязательно проговаривает правила техники безопасности. При возникновении у участников вопросов задание зачитывается повторно без дополнительных пояснений. Перед выполнением задания ведущий даёт участникам время на выработку командной стратегии. Во время выполнения упражнения ведущий не помогает и не мешает группе, никак не вмешивается в её работу; помнит, что группа должна выполнить задание самостоятельно. Ведущий осуществляет страховку с помощью взрослого педагога, требует неукоснительное её выполнение участниками игры на каждом этапе. Поддерживает хорошее настроение в группе.
Советы ведущему
Постарайтесь быть нейтральным в проявлении своих эмоций по поводу выполнения командой упражнения. Читайте правила упражнения чётко, внятно, с паузами. Убедите членов группы, что этот курс не соревнование, что он не проводится на время, и задача команды – добиться результата. Им никуда не надо спешить. Постоянно наблюдайте за поведением группы. Если что-то не ладится, предложите им размяться, обсудить ещё раз стратегию, и потом с новыми силами приступить к выполнению этого задания. Помните, что вы страхующий. Не уходите от этого, и всегда будьте начеку, так как из-за этого может пострадать кто-то из членов группы.
Тренинг командообразования «Тропа доверия»
Количество участников: 45 человекКоличество ответственных: 3 вожатых – по одному на каждую команду, 1 – организация музыки.
Ведущие: 1-2 человека.
Наглядность и оборудование: ноутбук, колонки, радиомикрофон, 3 стола, 3 обруча, 3 верёвки по 10 м, по 5-7 ручек на каждый стол, части листа для записи фактов и для записочек желаний, коробка для записок, беджи ведущим и вожатым, кубы, перекладины для полосы препятствий (или кегли), повязки на глаза 45 штук, коробка для хранения платков, секундомер. Площадка для свободного размещения участников.
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые учащиеся! Сегодня мы начинаем смену активистов лагерного сбора городской школы ученического актива. Я рада приветствовать всех вас! Мы собрались здесь, чтобы получше узнать друг друга, а может быть и познакомиться заново! Впереди у вас насыщенная программа – наши педагоги приготовили для вас много интересного. Вам предстоит построить большой символический город: он будет удобным, современным, разделённым на районы и населённым разными жителями. Его постройка – непростое дело.Сегодня вы находитесь в самом начале этого пути. Задолго до того, как на земле выросли мегаполисы, когда зародилась человеческая цивилизация, первые люди объединялись в племена, чтобы выжить. Они учились общаться, осваивали новые земли, строили простые жилища, развивали культуру. Новые знания они черпали у природы, силы им давало племя и духи предков. Они берегли простые ценности – тепло домашнего очага, верных друзей, вековую мудрость. Вся их жизнь была испытанием, в котором выживали сильнейшие. Удастся ли вам повторить подвиг наших предков? Сможете ли вы стать первооткрывателями этой земли, возвести на ней современный город? Чтобы это доказать, вам придётся пройти по тропе доверия и выдержать испытания, которые мы сегодня вам приготовили!
Прежде чем вы отправитесь в увлекательное и опасное путешествие по тропе доверия, давайте познакомимся. Вы уже разделены на отряды – помашите мне руками: лидеры «Детских Общественных Организаций», лидеры «Клуба Будущих Избирателей», лидеры «Юных Инспекторов Движения». (Дети приветствуют друг друга.) Я попрошу вас построиться в три шеренги, но не по росту, а по алфавиту! Встаньте так, чтобы первые буквы ваших имён образовали алфавитный порядок. На старт, внимание, марш! (Дети строятся в шеренги.) Проверяем: назовите своё имя по очереди! Спасибо! Приятно было познакомиться!
А теперь вам предстоит пройти первое испытание! Жизнь на земле задолго до строительства мегаполисов начиналась с молекул и атомов. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Молекула». Я вам скажу: «Молекула 2», и вы разбиваетесь на пары, пока играет музыка, вы должны перемещаться и не стоять на месте. Я скажу: «Молекула 5», и вы быстро ищите 5 человек и берётесь за руки, образуя молекулу из 5 атомов. Правила игры понятны? (Ответы и уточнения детей.) Начинаем! (Выполнение задания под музыку.) Молодцы! Давайте себе поаплодируем! Мы познакомились, подвигались, согрелись. А теперь приступим к серьёзным заданиям.
В древнем племени у каждого были свои обязанности и своё предназначение, но все вместе могли справиться с трудностями только сообща. Вашим испытанием станет геометрическая фигура, которую нужно будет выложить из верёвки. Но видеть её вы не будете. Придётся положиться на свои чувства! (Вожатые берут коробки и раздают платки. Мотки верёвки раскладываются на земле на небольшом расстоянии друг от друга.) Важен вклад каждого игрока в командную работу! Почувствуйте сильные стороны друг друга и доверьтесь своим соплеменникам! У вас будет 3 минуты на то, чтобы распутать верёвку, связать концы и построить ровную геометрическую фигуру. Можно браться за руки, просить перейти, отодвинуться, встать рядом. Уважайте чужие границы, спрашивайте разрешения. Когда вы будете уверены, что фигура готова, опустите верёвку на землю и отойдите. Задание понятно? (Ответы участников.) Тогда завязываем глаза и приступаем по команде. Приготовились, начали! (Звучит музыка. Дети делают фигуру.) Вы отлично справились с испытанием! (Ребята снимают повязки. Вожатые собирают их в коробку. Убирают верёвки.) Было ли сложно? Поднимите руки, кто предлагал стратегию строительства? Кому хотелось построить фигуру ровнее, чем у соперников? Кто был просто исполнителем? Кому было интересно, что получится? Кто не понимал, что он делает, но было прикольно? (Ответы и рассуждения участников.)
Это испытание помогло нам определить важные качества каждого члена команды и выявить человека с навыками эффективного руководителя! В каждой команде выберите такого человека. Сегодня он станет капитаном, вождём своего племени! (Команды представляют своего капитана.) Мудрый и сильный вождь принимает на себя ответственность за всё племя, решает спорные вопросы и улаживает конфликты.
Избранного вождя ждёт особая проверка – тропа препятствий. Очень часто нашим предкам приходилось преодолевать тяжёлые препятствия, от которых зависела их жизнь. Они всегда старались делать это вместе и помогать друг другу. Сможете ли вы все вместе преодолеть тропу препятствий? (Вожатые выносят кубы, палки, 10-15 косынок на 1 отряд, раздают их первому отряду.)
Первое племя, завяжите глаза. Вождь, постройте своих соплеменников в колонну друг за другом, руки они должны положить на плечи впереди стоящему для связи. Встаньте во главу колонны! Вам предстоит провести своё племя неведомой тропой. Направлять, вести за собой можно словами вправо, влево, правее, левее. Колонна, помните, самое главное – довериться впереди идущему, почувствовать, куда он идёт. (Вожатые сооружают полосу препятствий из кубов, выстраивают полосу для перешагивания, берут палку на высоте 120 см.) Условия понятны? Вожди готовы? Первое племя – ваше испытание полосой препятствий! (Звучит музыка и команда выполняет задание. Затем она возвращается на своё место. Полоса препятствий меняется. Косынки передают второй команде. Остальные команды выполняют задание.) Ребята – вы молодцы! Задание выполнили отлично! Похвалим друг друга дружеским похлопыванием по спине! (Вожатые убирают реквизит и собирают платки.)
Следующее испытание поможет пройти эрудиция и богатая фантазия! Разбиваемся по 3 человека. Подходим к своему столу и берём ручку и листочек. На листочке нужно написать 3 факта, которые вас объединяют. Это может быть что угодно. На выполнение даётся 3 минуты. Приступаем! (Участники выполняют задание.) Теперь объединяемся в отряд, и из этих фактов выбираем 10, которые объединяют всех в отряде и относятся к каждому. Запишите эти десять пунктов. У вас есть 2 минуты. (Звучит музыка. Выполняется задание.) Стоп, закончили! Вожди племени, зачитайте, пожалуйста, что получилось? Между вами намного больше общего, чем вы думаете! Эти 10 фактов о вашем племени, о вашем отряде, могут стать основой вашего девиза. Ещё с одним испытанием вы справились! Теперь похвалите друг друга, похлопав по коленке соседа!
Следующее испытание «Заколдованный круг». Издревле круг являлся символом единства. Множество оберегов, амулетов и талисманов имеют округлую форму. Сейчас мы создадим свой магический круг! Возьмитесь за руки. Почувствуйте, что вы сильнее вместе. (Вожатые подают обручи командам, надевая их на сомкнутые руки.) Задача участников – по команде передавать обруч по кругу, не размыкая рук, пока он не вернётся в исходную точку. Можно помогать друг другу, но касаться ладонями обруча нельзя! Команда, которая закончит круг первой, – поднимает обруч вверх и кричит «Мы всё!» (Под музыку участники передают друг другу обруч. Как только последняя команда закончит выполнение задания – музыка останавливается.) Поблагодарите друг друга, ударив бедром о бедро! Продолжим наши испытания. (Вожатые уносят обручи.)
Вам предстоит построить в лагере целый город со своими районами и инфраструктурой. Посмотрим, справитесь ли вы со строительством хотя бы одного домика! Встаньте так, как вам будет удобно строить дом. В доме стены поддерживают крышу, дверь открывается для гостей, окна смотрят на улицу, в доме много уютных и необходимых вещей. Вы уже догадались, что строительные материалы мы вам не вынесем? Вы сами будете основой вашего общего дома. Приступайте к строительству! У вас примерно 4 минуты. (Звучит музыка. Команды строят дом. Оценка результатов. Ведётся фотосъёмка процесса.)
Вы большие молодцы! Выдержали все испытания, выбрали вождя, познакомились и размялись! Теперь вы настоящие племена, где проблемы решаются сообща, где есть поддержка и взаимопонимание, где один за всех и все за одного! На память у вас останутся фотографии вашего общего дома. И кое-что ещё (записки желаний). (Звучит музыка. Вожатые готовят листики для записочек и ручки.)
Я предлагаю вам сейчас подумать, что бы вы хотели обрести в лагере, какие воспоминания забрать с собой на летние каникулы, что вы планируете сделать и реализовать за эти 3 недели. Подойдите к столам и напишите на листочке своё желание, мечту или цель. Лучше – достижимую, реальную. Подумайте о том, что у вас есть три недели для её реализации! Затем опустите записку на дно нашей коробки желаний. На завершающем вечере вы сможете выбрать любую записку и спросить, реализовалось ли желание? Или найти свою записку и оставить её себе на память о тех насыщенных неделях, проведённых в лагере. (Вожатые собирают записки в ящик, закрывают его.)
Я благодарю вас за участие, сегодня вы справились со всеми заданиями и в очередной раз доказали, что вместе люди способны делать невероятные вещи! Помогайте друг другу, слушайте и понимайте своих товарищей, получайте удовольствие от общения с интересными людьми. Желаю вам отличного настроения и хорошего летнего отдыха!
Анастасия Афанасенко, педагог-психолог
МБУДО «Белгородский Дворец детского
творчества», г. Белгород
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии