«Игры и Игрушки. Гид» №2-2022
Новая структура рынка формируется…
Александр Равин, руководитель лицензионного агентства анимационной компании «ЯРКО» (входит в группу компаний ГПМ КИТ в составе «Газпром-Медиа Холдинга»)
Начиная с весны 2020 года, с периода начала пандемии, ситуация на лицензионном рынке претерпевает период серьёзных трансформаций. Едва российская лицензионная отрасль приспособилась к новой реальности, началась новая волна сложностей
Некоторое время рынок находился в растерянности, так как не было понятно будет ли продолжена работа западных брендов в России, к чему приведут валютные колебания внутри страны, как отразится на отрасли введение процедуры параллельного импорта. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась и общие тенденции стали понятнее. Хотя, конечно, делать какие-то чёткие долгосрочные прогнозы ещё довольно сложно. Новая структура рынка пока не сформировалась, прошло слишком мало времени. А поскольку мы не знаем каким будет дальнейший политический вектор, от которого зависит бизнес, никто не может предсказать, какие ещё изменения будут происходить в отрасли.
Как показывает практика, для многих компаний трудности зачастую являются стимулом для развития, открывают новые возможности и скрытые резервы. Мы наблюдаем процесс перестроения подходов к бизнес-процессам и дистрибуции. Многие производители детской лицензионной продукции ещё находятся на стадии оценки текущего состояния и выстраивания новой стратегии формирования лицензионного портфеля и продаж. На наш взгляд, более понятной ситуация станет только к 2023 году. Одно можно сказать уже сейчас: рынок детских лицензионных товаров уже не будет прежним и нас ждут большие перемены, новые игроки, новые правила и изменившиеся потребности покупателей. Возможно, размер рынка сократится, многие производители уйдут в эконом сегмент. Нужно время, чтобы российские бренды смогли с полной силой заменить популярные зарубежные бренды. Части лицензиатов приходится активно замещать уходящие или уже ушедшие бренды новыми, российскими, переориентироваться на новые каналы сбыта, искать другие товарные ниши. Многие производители переводят или уже перевели производства в Россию.
Анимационная индустрия в России активно развивается: каждый год выходят новые сериалы, российский контент завоёвывает все более широкую аудиторию, а сам рынок динамично растёт. По данным Ассоциации анимационного кино России за последние 10 лет обороты анимационного рынка возросли с 4 млрд до 20 млрд рублей в год. В 2011 году было всего 30 анимационных студий, сегодня их 80, и они производят 120 часов контента в год против 40. Количество наименований лицензионной продукции всех товарных категорий по анимационным брендам выросло до 50 тысяч.
В 2022 году с уходом части зарубежных студий и брендов из России наблюдается растущий спрос к российским анимационным брендам и персонажам. Мы видим эту тенденцию как у телеканалов и VOD-платформ для эксклюзивного сотрудничества по размещению контента и созданию совместных оригинальных проектов, так и у ритейла и производителей лицензионных игрушек. В связи с этим анимационная компания «ЯРКО» будет предлагать партнёрам, помимо классического лицензирования, новые возможные варианты сотрудничества. Эти предложения будут включать всевозможные интеграции, промо, коллаборации, программы лояльности, более плотную работу с ритейлом. Поскольку наша компания является частью «Газпром-Медиа Холдинга», у нас есть уникальные возможности использовать ресурсы и поддержку активов холдинга для дополнительного продвижения наших брендов: ТВ-каналы, радиостанции, соцсети, блогерское и рекламное агентства. Мы проводим исследования рынка, фокус группы среди детской аудитории, как стандартные, так и более глубокие с фокусом на детскую культуру, чтобы говорить со своим зрителем на одном языке.
В текущих условиях ТВ-каналы также пытаются расширить целевую аудиторию, привлекая детей и их родителей к семейному смотрению детского контента. Например, «Матч ТВ» с января 2022 года транслирует наш новый анимационный сериал «Спорт Тоша» (автор идеи – Олег Рой), тем самым серьёзно расширяя аудиторию смотрения. В сентябре этого года состоится премьера мультсериала «Команда МАТЧ» произведённого анимационной компанией «ЯРКО» по заказу телеканала «Матч ТВ». Это спортивная комедия для детей про команду зверей, которым интересны не типичные для них виды спорта. В сериале персонажи не только осваивают самые разные виды спорта, но и учатся справляться со своими эмоциями, работать в команде, добиваться результата, преодолевая неуверенность и страхи. Мы считаем важным вдохновлять детей и родителей жить активно и прививать любовь к здоровому образу жизни с раннего возраста. До конца 2022 года мы презентуем зрителям ещё четыре абсолютно новых анимационных сериала для разных целевых аудиторий – «Дракошия», «Улётная Доставка!» и «Тикабо».
Несмотря на то, что в данный момент российская анимация, как и другие направления креативных индустрий, проходит непростой период, для отрасли неожиданно открылись уникальные возможности. С уходом иностранных брендов и ослаблением конкуренции потребность в отечественном контенте будет только расти. Мы это видим по многократно увеличивающимся предложениям о сотрудничестве. Началось активное продвижение российского контента на новые рынки сбыта – Азии, территорий MENA и LATAM. Мы находимся в ситуации стремительного развития. Но пока идёт период адаптации, анимации нужна поддержка, чтобы она осталась на своих текущих позициях за рубежом и смогла удержать набранные темпы роста или, как минимум, не сокращать их.
Начиная с весны 2020 года, с периода начала пандемии, ситуация на лицензионном рынке претерпевает период серьёзных трансформаций. Едва российская лицензионная отрасль приспособилась к новой реальности, началась новая волна сложностей
Некоторое время рынок находился в растерянности, так как не было понятно будет ли продолжена работа западных брендов в России, к чему приведут валютные колебания внутри страны, как отразится на отрасли введение процедуры параллельного импорта. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась и общие тенденции стали понятнее. Хотя, конечно, делать какие-то чёткие долгосрочные прогнозы ещё довольно сложно. Новая структура рынка пока не сформировалась, прошло слишком мало времени. А поскольку мы не знаем каким будет дальнейший политический вектор, от которого зависит бизнес, никто не может предсказать, какие ещё изменения будут происходить в отрасли.
Как показывает практика, для многих компаний трудности зачастую являются стимулом для развития, открывают новые возможности и скрытые резервы. Мы наблюдаем процесс перестроения подходов к бизнес-процессам и дистрибуции. Многие производители детской лицензионной продукции ещё находятся на стадии оценки текущего состояния и выстраивания новой стратегии формирования лицензионного портфеля и продаж. На наш взгляд, более понятной ситуация станет только к 2023 году. Одно можно сказать уже сейчас: рынок детских лицензионных товаров уже не будет прежним и нас ждут большие перемены, новые игроки, новые правила и изменившиеся потребности покупателей. Возможно, размер рынка сократится, многие производители уйдут в эконом сегмент. Нужно время, чтобы российские бренды смогли с полной силой заменить популярные зарубежные бренды. Части лицензиатов приходится активно замещать уходящие или уже ушедшие бренды новыми, российскими, переориентироваться на новые каналы сбыта, искать другие товарные ниши. Многие производители переводят или уже перевели производства в Россию.
Анимационная индустрия в России активно развивается: каждый год выходят новые сериалы, российский контент завоёвывает все более широкую аудиторию, а сам рынок динамично растёт. По данным Ассоциации анимационного кино России за последние 10 лет обороты анимационного рынка возросли с 4 млрд до 20 млрд рублей в год. В 2011 году было всего 30 анимационных студий, сегодня их 80, и они производят 120 часов контента в год против 40. Количество наименований лицензионной продукции всех товарных категорий по анимационным брендам выросло до 50 тысяч.
В 2022 году с уходом части зарубежных студий и брендов из России наблюдается растущий спрос к российским анимационным брендам и персонажам. Мы видим эту тенденцию как у телеканалов и VOD-платформ для эксклюзивного сотрудничества по размещению контента и созданию совместных оригинальных проектов, так и у ритейла и производителей лицензионных игрушек. В связи с этим анимационная компания «ЯРКО» будет предлагать партнёрам, помимо классического лицензирования, новые возможные варианты сотрудничества. Эти предложения будут включать всевозможные интеграции, промо, коллаборации, программы лояльности, более плотную работу с ритейлом. Поскольку наша компания является частью «Газпром-Медиа Холдинга», у нас есть уникальные возможности использовать ресурсы и поддержку активов холдинга для дополнительного продвижения наших брендов: ТВ-каналы, радиостанции, соцсети, блогерское и рекламное агентства. Мы проводим исследования рынка, фокус группы среди детской аудитории, как стандартные, так и более глубокие с фокусом на детскую культуру, чтобы говорить со своим зрителем на одном языке.
В текущих условиях ТВ-каналы также пытаются расширить целевую аудиторию, привлекая детей и их родителей к семейному смотрению детского контента. Например, «Матч ТВ» с января 2022 года транслирует наш новый анимационный сериал «Спорт Тоша» (автор идеи – Олег Рой), тем самым серьёзно расширяя аудиторию смотрения. В сентябре этого года состоится премьера мультсериала «Команда МАТЧ» произведённого анимационной компанией «ЯРКО» по заказу телеканала «Матч ТВ». Это спортивная комедия для детей про команду зверей, которым интересны не типичные для них виды спорта. В сериале персонажи не только осваивают самые разные виды спорта, но и учатся справляться со своими эмоциями, работать в команде, добиваться результата, преодолевая неуверенность и страхи. Мы считаем важным вдохновлять детей и родителей жить активно и прививать любовь к здоровому образу жизни с раннего возраста. До конца 2022 года мы презентуем зрителям ещё четыре абсолютно новых анимационных сериала для разных целевых аудиторий – «Дракошия», «Улётная Доставка!» и «Тикабо».
Несмотря на то, что в данный момент российская анимация, как и другие направления креативных индустрий, проходит непростой период, для отрасли неожиданно открылись уникальные возможности. С уходом иностранных брендов и ослаблением конкуренции потребность в отечественном контенте будет только расти. Мы это видим по многократно увеличивающимся предложениям о сотрудничестве. Началось активное продвижение российского контента на новые рынки сбыта – Азии, территорий MENA и LATAM. Мы находимся в ситуации стремительного развития. Но пока идёт период адаптации, анимации нужна поддержка, чтобы она осталась на своих текущих позициях за рубежом и смогла удержать набранные темпы роста или, как минимум, не сокращать их.
Рекомендуем почитать
- По дорожке с Колобком
- Путешествие к брату Мороза
- «Собери пирамидку» и «Книжка»
- Нина Васильевна Калькова
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку