"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Наш друг воздух
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- развивать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять кругозор и любознательность детей;
- способствовать развитию памяти и интеллекта детей;
- пополнять словарный запас детей новыми словами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотите отправиться в увлекательное путешествие?Дети: Хотим!
Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Без него не может существовать ни одно живое существо (люди, животные, птицы, растения). Отгадайте, кто этот друг?
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (Дети отгадывают загадку.)
Воспитатель: Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы не могли бы дышать. Давайте проверим, сколько можно продержаться без воздуха? Наберите побольше в лёгкие воздуха и задержите дыхание. (Дети набирают воздух и не дышат, а воспитатель считает до 5.) Всего 5 секунд мы продержались без воздуха, и всё время хотелось вдохнуть. Вот как тяжело без воздуха! Ребята, у воздуха есть свои секреты, а чтобы их разгадать, мы отправимся в путь. Сядем в поезд и скажем волшебные слова, чтобы поезд поехал.
(Дети встают друг за другом, изображая поезд, и вместе с воспитателем произносят слова.)
Вот поезд наш мчится, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Но вот остановка, давайте сойдём,
Давайте, ребята, в лес мы пойдём.
Воспитатель: В лесу воздух чистый, свежий. Так и хочется его вдохнуть всей грудью! (Проводится дыхательная гимнастика.) Вдохнули глубоко носиком, а выдохнули ртом (2–3 раза). Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, грудь поднялась высоко-высоко. Выдохнули – грудь опустилась (2–3 раза).
Воспитатель: Мы знаем, что воздух везде вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите?
Дети: Нет. Воздуха не видно.
Воспитатель: Почему? (Дети выдвигают свои предположения.) Да, ребята, воздух не имеет цвета. Он бесцветный. Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить. Для этого попробуем поймать воздух в пакетик. (Дети берут прозрачные пакеты.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете?
Дети: Ничего. Пакет пустой.
Воспитатель: Расправьте пакет и взмахните. (Дети проделывают опыт с пакетом.) Посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах находится теперь?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Ещё воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер? (Воспитатель выслушивает ответы детей с демонстрацией: подуть, помахать и прочие.)
Воспитатель: Ветер бывает разный. Слабый ветер, нежный, как можно ласково назвать?
Дети: Ветерок, ветерочек.
Воспитатель: Ветерок дует слабо, нежно, тихо (воспитатель показывает как, дети повторяют). А есть сильный, мощный ветер, его можно назвать ветрило, ветрище, ветродуй. Ветродуй дует сильно, грозно, мощно (воспитатель показывает как, дети повторяют). А ещё у каждого ветра есть своя песенка. Ветерок поёт – СС– с, а ветродуй поёт – Шш–ш. Давайте сначала споём, как ветерок «СС–с», а потом, как ветродуй «Шш–ш». (Дети чётко артикулируют.)
Воспитатель: Теперь продолжим наше путешествие, сядем снова в поезд и скажем волшебные слова. (Дети встают друг за другом, изображая поезд, и вместе с воспитателем произносят слова.)
Вот поезд наш мчится, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Но вот остановка, давайте сойдём,
Давайте, ребята, на речку пойдём.
Воспитатель: В речке течёт вода. Оказывается, воздух можно увидеть и в воде. Мы налили воду из речки в стаканчики и опустили в них трубочки. Возьмите стаканчики. Видите в них воду? А сейчас увидите и воздух. Подуйте в трубочку. (Дети дуют в трубочку, опущенную в воду.)
Воспитатель: Скажите, что случилось с водой?
Дети: Вода забурлила, и в ней образовались пузырьки.
Воспитатель: Эти пузырьки и есть воздух, который мы дули через трубочку. Продолжаем наше путешествие. Садимся в поезд и едем дальше. (Дети встают друг за другом, изображая поезд, и вместе с воспитателем произносят слова.)
Вот поезд наш мчится, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Но вот остановка, давайте сойдём,
Давайте, ребята, играть мы пойдём.
Воспитатель: Приехали мы на музыкальную станцию, но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, сколько свистулек! Давайте попросим воздух заиграть в свистульках. (Дети дуют в свистульки.) Слышите, это воздух играет в свистульках!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Кто с нами вместе путешествовал?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что вы узнали о воздухе?
Дети: Воздух не виден, потому что он прозрачен, бесцветен. Воздух можно почувствовать, ощутить. Воздух можно увидеть в пузырьках в воде. А ещё с воздухом можно поиграть
Воспитатель: А теперь для нас с вами немножко поиграет русский народный инструмент – дудочка. Её заставит звучать наш друг Воздух. (Звучит мелодия «Свистопляска», дети могут выйти танцевать.)
Елена Васильева, воспитатель ФГБДОУ ЦРР Д/с №1387
Управления Делами Президента РФ, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Игрушка года – Детские психологи рекомендуют
- Письма читателей
- Рождество Христово — на душе светло!
- Учимся и развиваемся вместе
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии