"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Первый раз в первый класс
Впереди сентябрь, а значит – новый учебный год. Для вчерашних выпускников детских садов он станет первым! Для каждого ребёнка начнётся новый этап в жизни. Но для начала нужно привыкнуть, принять новые правила – адаптироваться к школьным правилам и нормам.
Что же такое адаптация? Адаптация в первом классе – сложный период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика. Ведущей деятельностью становится учебная; изменяется окружение, появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребёнок. Наконец, изменяется уклад его жизни. Важно понимать, что невозможно стать школьником в один момент.
Задачи адаптационного периода для первоклассников:
- помогать ребёнку вжиться в позицию школьника (важно показать различие: школьник – не школьник);
- вводить понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- учить ребёнка задавать вопросы (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- готовить родителей к новой роли – родителя школьника.
Для успешной адаптации ребёнка можно использовать комплекс упражнений из программы О.В. Хухлаевой, Н.В. Пилипко. В классе с учителем и с психологом в первый месяц проходят адаптационные занятия. Одна из задач – создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Для успешной адаптации ребёнка в школе можно поиграть в игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
«Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую, какая есть, улыбку.
«Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые». Взрослый предлагает детям пофантазировать и превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. «Звери», конечно, поссорятся, нужно обыграть их примирение. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с «зверями» других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра эта полезна также гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Очень детям нравится игра «Школа разведчиков». Игра способствует раскрепощению детей, установлению в классе свободной и непринужденной, доброжелательной атмосферы.
Выбирается один из участников – «командир», остальные – «разведчики». «Командир» перед началом игры даёт команду построиться в линейку и знакомит детей с игровыми задачами, которые им предстоит выполнить. Обыгрываются следующие эпизоды.
«Парашютисты». Дети сидят на стульчиках, затем встают на них и имитируют прыжок с парашютом: руки вверх – потянулись и спрыгнули на пол, приземлились (сели на корточки).
«Чужой патруль». Дети осуществляют «разведку» крадущимся шагом. Чтобы избежать встречи с неприятелем, «разведчики» маскируются под деревья. Подул ветер – деревья закачались.
«Погоня». «Разведчики» спасаются от неприятеля, превращаются в зайчиков, скачут. За ними гонятся собаки, дети тоже становятся собачками, громко лают, рычат и прогоняют чужих собак.
«Возвращение». Разведчики успешно выполнили задание и возвращаются домой. Сначала плывут по реке в лодке – имитируют греблю вёслами. Дети залезают на стульчики – «гору», затем, как маленькие самолётики, спрыгивают вниз, расставив руки в стороны.
«Награждение». Все получают вырезанные и раскрашенные медали из бумаги.
«Цветок дружбы». Каждому ребёнку выдается по лепестку. Дети раскрашивают заготовки, в тот цвет, который им нравится. Затем все по очереди наклеивают свои лепестки к сердцевине. Получается цветок «Все мы разные, но все мы вместе».
Так же хорошо использовать уже знакомые и любимые игры «Море волнуется раз», «Колечко», «Ловишки», «День, ночь».
Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение определённых упражнений, в качестве сигнала можно использовать считалочку: «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнем сейчас!»
Для расширения кругозора можно использовать игру «Раз, два, три – шепчи!»
Дети сжимают кулачки. Взрослый задаёт вопросы. Ребёнок шёпотом считает до трёх, поднимает большой палец и шёпотом отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: «Какое сейчас время года? Какое время суток? Какой сейчас месяц? Какого цвета листья у дерева летом?» Эта игра не только расширяет кругозор, но и учит выдержке, умею действовать по правилу, а не эмоционально кричать ответ.
Для эмоционального знакомства первоклассников со школой предлагаем к чтению цикл сказок о «Лесной школе». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Также, как уже говорилось, необходима просветительская работа с родителями. Нередко тревожность ребёнка в большой степени зависит от эмоционального состояния в семье. Вот образец памятки для родителей. Исполнение этих простых советов поможет снизить напряжение и сформировать позитивное восприятие будущей школьной жизни.
- Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного детства.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Не старайтесь быть для ребёнка учителем.
- Будьте ребёнку помощником.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Хорошие манеры – зеркало семейных отношений.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Наталья Королькова, педагог-психолог
ГБОУ Лицей №2010 им. А.П Судакова, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии