"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Малыши в выставочном зале
Один из активных партнёров выставочного зала — детский сад №1330. При поддержке администрации и педагогов дети посещают выставочный зал два-три раза в месяц. Привлечение в зал маленьких детей — это работа на перспективу, ведь они — будущие посетители выставки.
Для дошкольников проводятся экскурсии по экспозициям выставочного зала, мастер-классы по живописи с художниками, организуются детские спектакли к праздникам. Ежегодно малыши участвуют в районных выставках детского творчества.
В течение пяти лет в ходе совместной работы с детским садом апробирована такая форма познавательной деятельности, как интерактивный лекторий по изобразительному искусству. Я разработала авторскую программу «Малышам о русских художниках», которую поддержала и одобрила администрация детского сада. Цель лектория — сформировать основы визуальной грамотности при знакомстве с шедеврами русских художников — И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, В.А. Серова.
Занятие состоит из двух частей: первая — лекционная, вторая — творческая или игровая. Для развития восприятия, получения первой информации о картине художника используются слайды, как целой картины, так и увеличенных отдельных фрагментов (подробное, детальное рассмотрение). Детям предлагается проговаривать отдельно и медленно новые слова, название картин, фамилии автора.
Во второй части занятия дети выполняют творческое задание. Благодаря им они лучше запоминают новые слова, важные факты и название картин знаменитых русских художников.
При построении интерактивной части лектория активно используются задания, направленные на развитие таких психических процессов дошкольника, как восприятие, мышление, память, речь, воображение. С целью развития памяти ребёнка применяю такой прием запоминания, как заполнение недостающего предмета или элемента на картине.
«Угадай и дорисуй»
Для этой игры заранее готовятся ксерокопии картин художника, где некоторые значимые фрагменты закрыты белыми квадратами. Ребёнку необходимо воспроизвести в памяти недостающий фрагмент картины и дорисовать его в квадрате. Этот процесс детям интересен, они стараются выполнить задание быстро и самостоятельно.«Живая картина»
После лекции предлагаю детям поиграть в эту игру, где дети становятся художниками и сами создают картину без красок и бумаги. Необходимо «нарисовать» «живую» картину посредством предложенных предметов, а иногда подбирая среди своих товарищей героев будущей картины. Так, на одном из занятий была воссоздана картина В. Серова «Девочка с персиками».Сначала рекомендую детям внимательно рассмотреть картину. Затем предлагаю ребятам вообразить себя художниками и самостоятельно нарисовать настоящую «живую» картину, но без красок и бумаги.
Итак, надо выбрать главную героиню нашей картины. Предлагаю внимательно посмотреть на своих друзей и выбрать девочку, которая похожа или напоминает хотя бы Верочку Мамонтову. Иногда я устраиваю «провокации», предлагая непохожую девочку. Дети активно доказывают, что это неправильно, так как у предложенной девочки другого цвета волосы, иная причёска и т.п.
Когда героиня подобрана и все согласны с выбором, обращаю внимание на одежду девочки. Дети с интересом выбирают из предложенных вещей, необходимую. Наперебой стараются подметить, что Веруша Мамонтова на картине сидит за столом и стол покрыт белой скатертью. Дети сами усаживают за стол выбранную «Верушу», постоянно сравнивая свою работу с картиной-слайдом.
Затем, глядя на картину, называют атрибуты, которые необходимы для создания картины — вянущие листья клёна, персики (муляжи), серебряный нож. Когда всё на своих местах и дети довольны совместной работой, предлагается обрамить в багет (раму) «живую» картину и сравнить с оригиналом. Картина должна быть похожа, тогда работа у юных художников удалась!
Игра способствует полноценному общению со сверстниками, дети учатся договариваться друг с другом. Они контролируют друг друга, переживают и очень стараются. Благодаря этой игре дети включены в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность — создание картины.
В основе авторской программы — идея комплексного развития всех психических процессов и свойств личности ребёнка в совместной деятельности. Развитие творческого мышления — это стержень, вокруг которого строится вся программа занятий с дошкольниками детского сада. Дети приходят из выставочного зала в эмоционально приподнятом настроении и часто выражают желание нарисовать картину, увиденную на занятии.
Ольга Полишина, заведующая отделом экскурсионно-
массовой работы выставочного зала «На Каширке»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии