"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Лечебный компьютер
Использование компьютера в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями становится всё более распространённым явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Разработаны компьютерные программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста и нацеленные на развитие внимания, памяти, мышления. Однако не все массовые компьютерные игры можно использовать для обучения детей в логопедических группах. Большинство из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Необходимо создание компьютерных программ которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики. Альтернативой может стать создание собственных слайд-фильмов, презентаций в программе Microsoft PowerPoint и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учётом особенностей развития их воспитанников.
Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, и у детей быстро наступает утомление и пресыщение однообразной деятельностью.
Компьютерные презентации способны оживить этот процесс благодаря новизне, реалистичности и динамичности изображения, использованию анимированных изображений, внесению в него элементов игры. Ситуация достижения цели, заложенная в игре дополнительно стимулирует ребёнка к выполнению задания.
Кроме того, ребёнок видит, сколько осталось до конца выполнения задания. Как известно, легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учётом зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, то выполнение их ему хоть и с трудом, но доступно. При виде наглядного результата своих усилий повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся активнее, более открытыми, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше.
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам занятия с использованием компьютера для дошкольников 5–6 лет могут проводиться 2–3 раза в неделю по 10–15 минут. Недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребёнка. На подгрупповых и фронтальных занятиях лучше использовать мультимедийный проектор, большой телевизор.
Требования к интерфейсу программы должны соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста, имеющим нарушения речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Умеренное использование спецэффектов повышает интерес, создаёт положительный эмоциональный настрой.
У детей с системным недоразвитием речи имеются недостатки познавательной деятельности, недостаточно развиты словесно-логическое мышление, вербальная память, внимание. Поэтому в презентации необходимо включать упражнения, направленные на развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также развитие неречевых процессов. Лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. В каждое занятие нужно вводить упражнения, направленные на семантизацию.
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий позволит повысить эффективность обучения, ускорить подготовку дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и современным, способствует индивидуализации обучения, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подводить итоги. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности её для ребёнка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и игру.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Екатерина Вьюнова, старший воспитатель,
учитель-логопед, детский сад № 226, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Шариковый чудо-пластилин
- Елена Борщева: «Общайтесь с детьми на равных и доверяйте своему сердцу!»
- Ам Ням: кто такой и откуда он появился?
- Запутанная история пластилина
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии