"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Лаборатория «Почва»
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста; создание атмосферы интеллектуального праздника через совместную игровую и экспериментально-исследовательскую деятельность; воспитание чувства любви и ответственности к своей планете, её уникальным свойствам, о которых необходимо знать и научиться беречь, чтобы в дальнейшем избежать экологической катастрофы, угрожающей жизни всему живому на планете Земля.
Задачи: создание условий для поддержания исследовательской активности детей; развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Лаборатория «Почва»
Цель: дать представление детям и родителям о том, что почва – это не просто земляное покрытие планеты, а особый слой Земли с определёнными свойствами; свойства наделяют почву ценными качествами для жизнеобеспечения планеты Земля, тем самым, делая её уникальной и не похожей на другие планеты Солнечной системы.Задачи лаборатории: проведение серии опытов с детьми (с участием родителей и воспитателя), позволяющих сделать выводы о том, что в почве содержатся воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.
Ход познавательно-исследовательской деятельности
В группе, оборудованной как лаборатория «Почва», появился инопланетянин. Он рассказал, что на его планете стало невозможно жить, и он отправился на поиски другой планеты, где существуют формы и условия для жизни. Дети делятся известной им информацией с инопланетянином о том, как прекрасна наша планета Земля, что на ней есть растения, дающие нам кислород, есть на планете моря, реки, озёра, животные и птицы, полезные ископаемые. Такого нет на других планетах.
Выслушав ответы и рассказы детей, воспитатель обращает внимание всех присутствующих на то, что они находятся в специальной научно-исследовательской лаборатории «Почва». Именно поэтому, являясь руководителем этой лаборатории, воспитатель предлагает послушать интересный рассказ о появлении планеты Земля и проделать ряд опытов, по итогам которых, можно будет сделать выводы о свойствах почвы и решить, представляет ли почва особую ценность и значимость для планеты. Воспитатель рассказывает историю появления в космосе нашей планеты и предлагает начать серию опытов, которые познакомят всех присутствующих с особенностями и свойствами удивительного слоя на Земле, с почвой.
Опыт № 1
Цель: определение видимого материала, которым наполнена почва.Материалы: одноразовая тарелка с насыпанной в неё горстью почвы, лупа, салфетка.
Ход выполнения. Воспитатель предлагает детям, родителям и нашему гостю-инопланетянину придвинуть к себе стоящие на углу стола тарелочки с почвой и взять в руки лупу. Необходимо внимательно рассмотреть через лупу содержимое в тарелке и назвать увиденное.
Вывод. В почве были обнаружены сухие веточки, хвоинки, остатки от насекомых, соломинки, семена, сухая трава, остатки листьев и корешков. Это говорит о том, что в почве содержится земной мусор, который мы можем разглядеть.
Опыт № 2
Цель: установить, что в почве есть воздух.Материалы: тарелочки с почвой, одноразовые стаканчики с водой и ложки.
Ход выполнения. Комочек сухой почвы необходимо бросить в стакан с водой. Перемешивать ложкой воду и почву нельзя. Наблюдаем. Видно, что у стенок стакана появляются воздушные пузырьки.
Вывод: В почве есть воздух.
На основании сделанного вывода после опыта №2 воспитатель предлагает задуматься, может ли существовать связь между обитателями почвы, невидимыми нашему глазу и земным мусором, который был обнаружен в почве при рассматривании её через лупу? (Рассуждения и ответы детей.)
Опыт № 3
(Проводит воспитатель.)Цель: установить, путём наблюдений, что в почве есть вода.
Материалы: штатив, сухая пробирка с почвой, стекло, спиртовка, асбестовое кольцо.
Ход выполнения. Воспитатель устанавливает штатив, кладёт на кольцо штатива асбестовое кольцо, на него ставит сухую пробирку с почвой. На верх пробирки помещает стёклышко. Далее зажигает спиртовку и ставит её под асбестовое кольцо. Наблюдаем, что происходит. Через некоторое время на стенках пробирки и стёклышке, которое лежит на горлышке пробирки, появляются капли воды. Дети поочерёдно подходят, смотрят, говорят о том, что им видны капли воды. Пробирка будто «вспотела».
Вывод: В почве есть вода.
Опыт № 4
Цель: установить, что в почве есть перегной.Материалы: почва, асбестовое кольцо на штативе, спиртовка.
Ход выполнения. Воспитатель кладёт почву на асбестовое кольцо и нагревает на огне. Из почвы начинает выходить дым, появляется запах.
Вывод: В почве есть перегной, который горит.
Опыт № 5
Цель: установить, что в почве есть глина и песок.Материалы: прокалённая на огне почва, стакан с водой, ложка.
Ход выполнения. Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел, воспитатель насыпает в стакан и перемешивает. Через некоторое время на дно стакана оседает песок, а поверх песка – глина.
Вывод: В состав почвы входят песок и глина.
Опыт № 6
Цель: установить, что в почве содержатся минеральные соли.Материалы: почва, стакан с водой, ложка, спиртовка, стекло, асбестовое кольцо на штативе.
Ход выполнения. Воспитатель опускает почву в стакан с водой, размешивает её и даёт отстояться. Несколько капелек этой воды помещает на стекло, нагревает на огне. Вода испаряется, а на стекле остаётся тонкий белый налёт.
Вывод: В состав почвы входят минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Проведя все опыты, изучив свойства почвы, ребята сделали вывод о том, что наша планета ценна тем, что имеет такой обогащённый слой земли. Это отличает её от других планет и заставляет нас задуматься о том, что почву нужно беречь, чтобы планета Земля не погибла.
Елена Васильева
воспитатель высшей квалиф. кат.
ГБОУ Школа №1550, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии