"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Дорогою добра
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствование сплочению коллектива, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- развивать у детей положительное отношение ко всем людям;
- углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- закреплять знания правил вежливого общения;
- совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
- учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом;
- объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
План проведения проекта:
Первый этап:- наблюдение за свободной совместной деятельностью детей, их общением между собой;
- проведение социометрического исследования;
- анализ оценки социальных навыков детей по методике С.В. Кривцовой «ДЖиН 5+».
- проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми, имеющими трудности в коммуникативной, эмоционально-волевой сферах;
- консультирование родителей;
- просмотр и обсуждение мультфильмов о доброте, дружбе;
- чтение художественной литературы.
Третий этап:
- постановка проблемы, её обсуждение;
- просмотр фильма «Влияние наших чувств и мыслей на воду».
- сбор информации «Что такое доброта?», «Где живёт доброта?»;
- создание альбомов, стены добрых слов;
- игры с детьми, направленные на групповое сплочение, обучение навыкам саморегуляции.
- игра-путешествие (квест) со снежинкой «Дорогою добра».
- добрые дела и добрые отношения в группе и в детском саду, дома и на улице.
В ходе наблюдения за свободной совместной деятельностью детей группы, их общением между собой, выяснилось, что они не всегда по-доброму могут договариваться, не желают брать в игру некоторых детей, даже обзываются. Анализ социальных навыков (ДЖиН +5) показал, что 47 % детей подготовительной группы (8 детей) проявляет неконструктивное поведение (не выработаны навыки альтернативы агрессии, навыки обхождения с чувствами), которые проявляются при возникновении ситуаций, когда ребёнка дразнят или не принимают в общую деятельность.
Социометрическое исследование показало, что по сравнению с прошлым годом группа стала более сплочённая, у детей расширился круг общения со сверстниками. В среднем в группе каждый из детей сделал по 6 положительных выборов. Однако возросло количество и отрицательных выборов (в среднем два на каждого ребёнка). Наибольшее количество отрицательных выборов сделали дети, которые не пользуются популярностью среди других детей и часто сами конфликтуют со сверстниками. Количество отрицательных выборов, сделанных одним ребёнком, колеблется от 5 до 1.
Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие у детей положительного отношения ко всем людям, совершенствовать их коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, закреплять навыки конструктивного поведения, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, стремление совершать добрые поступки).
2. В результате анализа, проведённого психодиагностического обследования, наблюдений проводилась индивидуальная работа педагога-психолога с детьми, имеющими трудности в коммуникативной и эмоционально-волевой сферах (3 ребёнка). Были проконсультированы родители и даны рекомендации.
В группе вместе с воспитателями дети посмотрели и обсудили мультфильмы: «Цветик-семицветик», «Просто так», «Два брата». Прочитали в детском саду и дома художественную литературу про добрые дела и поступки, добрые качества: сказки Сутеева, «Денискины рассказы» В. Драгунского, сказка Шварца «Два брата», рассказы Л.Н. Толстого для детей, повести В. Осеевой, Л. Пантеелеева, В. Бианки, Н. Сладкова, К. Паустовского, русские народные сказки, «Путешествие Голубой стрелы» Родари Джанни, сказки Бориса Заходера, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Доктор Айболит» К. Чуковского, стихи С. Михалкова, рассказы Н. Носова и А.Усачёва.
3. Однажды в группе на окне появилась необычная снежинка с неровными обломанными лучами.
В ходе «разговора» со снежинкой выяснилось, что она стала такой, когда пролетала мимо ребят, которые ссорились и обзывались. Снежинка не может понять, почему так произошло (заболела) и как ей снова стать красивой.
Дети стали предлагать свои варианты, как вылечить снежинку, рассказали Юлии Викторовне, что нашли грустную снежинку. Юлия Викторовна предложила вместе посмотреть фильм о том, как наши эмоции и чувства влияют на всё живое.
В ходе обсуждения фильма дети пришли к выводу, что снежинку надо «лечить» добротой!
4. Дети выясняют, что такое доброта. Высказывают своё мнение, берут интервью у сотрудников сада, спрашивают дома у родителей. По результатам исследования выпускают альбом «Что такое доброта».
Но где же живёт доброта? Дома дети с родителями выясняли, где живёт доброта, какие добрые дела они заметили дома, на улице, магазине, в саду и т.д., нарисовали добрые дела. В группе был оформлен альбом «Добрые дела».
В группе поселились вежливые и добрые слова. Дети стали их произносить и записывать на рулоне обоев рядом со снежинкой («лечить» её добрыми словами).
Вместе с педагогом-психологом учились навыкам саморегуляции, «Я-высказываниям». Играли в игры: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Запрещённое движение», «Говори», «Тух-тиби-дух», «Воздушный шарик», «Рот на замок» и другие. Дети делились разными способами друг с другом.
Некоторые дети и Наталья Ивановна провели дома опыт с рисом, который был показан в фильме. Результат получился тот же!
5. Но снежинка не выздоравливала! Однажды дети решили взять её с собой и показать ей весь детский сад. Во время прогулки по детскому саду дети увидели Бяку-забияку. Проводится квест «Дорогою добра», в ходе которого снежинка постепенно «выздоравливает».
6. Дети решают отпустить снежинку, а самим делать добрые дела в саду и дома, везде. Помогли малышам группы № 3 убрать игрушки и раздеться, прочитали сказку перед сном, показали детям группы № 4 сказку «Теремок» и поиграли с ними.
Юлия Некрасова, педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад № 44»,
г. Саров, Нижегородская область
Рекомендуем почитать
- Клуб родительских встреч
- Что мы знаем о русской матрёшке?
- Мангушева Венера Шамильевна
- Голос из гаджета
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии