"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
День науки и творчества
Опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
В нашей образовательной организации в дошкольных отделениях стало хорошей традицией в первую неделю лета проводить интересные мероприятия с ребятами на отрытом воздухе, посвящённые Дню науки и творчества. Важно ещё у старших дошкольников пробудить интерес к различным областям науки и творчества, провести детей на путь поиска, помочь начинать раскрывать свои способности.
Подготовка к досугу начинается заранее, дети вместе с воспитателем обсуждают различные интересующие их темы. Без внимания не остаётся никто, каждый ребёнок вовлечён в совместную творческую деятельность. Руководствуясь одним из принципов, заложенных в ФГОС ДО, взаимодействие педагога с детьми проходит, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Так же реализуются основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, взрослым оказывается поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
На Дне науки и творчества реализуется возможность провести исследования, получить ответы на множество вопросов, что-то творить, наблюдать, изучать и придумывать, что несомненно способствует развитию кругозора ребёнка. Проводить такие мероприятия на открытом воздухе гораздо интереснее и веселее, к тому же нет ограничений движений и пространства, как в помещении.
Детям, это не секрет, очень близка тема волшебства, фокусов, необычных превращений. Пытливый ум дошкольника требует раскрытия и объяснения всевозможных явлений. В прошлом году, руководствуясь интересами ребят, были раскрыты некоторые тайны учёного Физиукоса Химиковича. На улице проводили опыты с содой и уксусом, создавая цветные «вулканы» (с добавлением пищевых красителей), наблюдали, как распускаются бумажные цветы в воде, разбегаются в разные стороны «микробики» из опилок от капли мыла, которое разрушало поверхностное натяжение воды. Искали путь к кладу по стрелкам, коварно перевёрнутым злодеями. Но, если посмотреть на стрелку сквозь бутылку, наполненную водой, можно увидеть невероятное волшебство – стрелка укажет направление в другую сторону. А кладом оказались гигантские мыльные пузыри, которые ребята смогли запустить самостоятельно.
И так, получив возможность раскрыть очередные научные тайны, ребята остановили свой выбор на «Бумажной стране».
На этапе, так называемого, знакомства с материалом, ребятам предложено соревновательное задание, поддерживающее интерес к мероприятию и способствующее развитию мелкой моторики рук: кто больше сможет сложить лист А4, а также как можно меньше смять комок бумажной салфетки.
Используемый материал: у каждого участника по два кубика, один лист А4, небольшая игрушка. На два кубика сверху кладём лист бумаги.
Целесообразно предложить детям фломастером начертить по всей длине петли линию, не отрывая руку от полоски, в результате фломастер закончит свой путь в том месте, где начинал. Замечательный результат получается при разрезании ленты, поражающий воображение детей ещё больше. Разрезав ленту вдоль, предполагаемый вариант, что лент станет две, окажется удивительно неверным. Дети опытным путём удостоверятся, что лента стала длиннее и тоньше, но одна.
Раскрытие секрета, объяснение: изучением таких свойств предметов, как ни странно, занимается целый раздел науки математики. Но, к примеру, такая лента находит своё применение в аэропорту, когда передвигают чемоданы из багажного отделения.
На картоне по шаблону у каждого ребёнка нарисована бабочка, детям предлагается её вырезать, раскрасить фломастерами, карандашами (по желанию) и посадить к себе на пальчик. Как выясняется, последнее сделать невозможно, бабочка падает. Но тут взрослый действительно показывает волшебство, потому что у него бабочка «слушается», сидит на пальце краешком туловища и не падает.
Раскрытие секрета, объяснение: бабочку надо уравновесить. Если на кончик указательного пальца поместить часть головы бабочки, то непременно всё её тело и крылья перевесят, и она свалится вниз с пальца, это дети уже определили опытным путём. Предложить ребятам утяжелить часть бабочки, чтобы она уравновесила своё тело, прикрепив кусочки пластилина на края верхних крыльев, оформить кончики крылышек узорами. Таким образом, бабочка будет балансировать на пальце и её можно будет удержать. В этом же нам помогают законы физики.
Проведение в дошкольном уровне образования научно-практических мероприятий, такие как День науки и творчества, исследовательские, творческие проекты, научные конкурсы, оформление в группе центров исследований способствует развитию ранней профориентации. Вызывает интерес к различным видам деятельности и, как следствие, подводит к выбору интересующего направления в будущем школьном изучении предметов.
В нашей образовательной организации в дошкольных отделениях стало хорошей традицией в первую неделю лета проводить интересные мероприятия с ребятами на отрытом воздухе, посвящённые Дню науки и творчества. Важно ещё у старших дошкольников пробудить интерес к различным областям науки и творчества, провести детей на путь поиска, помочь начинать раскрывать свои способности.
Подготовка к досугу начинается заранее, дети вместе с воспитателем обсуждают различные интересующие их темы. Без внимания не остаётся никто, каждый ребёнок вовлечён в совместную творческую деятельность. Руководствуясь одним из принципов, заложенных в ФГОС ДО, взаимодействие педагога с детьми проходит, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Так же реализуются основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, взрослым оказывается поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
На Дне науки и творчества реализуется возможность провести исследования, получить ответы на множество вопросов, что-то творить, наблюдать, изучать и придумывать, что несомненно способствует развитию кругозора ребёнка. Проводить такие мероприятия на открытом воздухе гораздо интереснее и веселее, к тому же нет ограничений движений и пространства, как в помещении.
Детям, это не секрет, очень близка тема волшебства, фокусов, необычных превращений. Пытливый ум дошкольника требует раскрытия и объяснения всевозможных явлений. В прошлом году, руководствуясь интересами ребят, были раскрыты некоторые тайны учёного Физиукоса Химиковича. На улице проводили опыты с содой и уксусом, создавая цветные «вулканы» (с добавлением пищевых красителей), наблюдали, как распускаются бумажные цветы в воде, разбегаются в разные стороны «микробики» из опилок от капли мыла, которое разрушало поверхностное натяжение воды. Искали путь к кладу по стрелкам, коварно перевёрнутым злодеями. Но, если посмотреть на стрелку сквозь бутылку, наполненную водой, можно увидеть невероятное волшебство – стрелка укажет направление в другую сторону. А кладом оказались гигантские мыльные пузыри, которые ребята смогли запустить самостоятельно.
И так, получив возможность раскрыть очередные научные тайны, ребята остановили свой выбор на «Бумажной стране».
Знакомство с материалом
Используемый материал: различные виды бумаги – салфетка, писчая бумага, калька, гофрированная бумага, картон.На этапе, так называемого, знакомства с материалом, ребятам предложено соревновательное задание, поддерживающее интерес к мероприятию и способствующее развитию мелкой моторики рук: кто больше сможет сложить лист А4, а также как можно меньше смять комок бумажной салфетки.
Фокус «Волшебный мост»
Определив опытным путём, что различные виды бумаги имеют разную прочность и гибкость, ребята делают вывод: простой альбомный лист бумаги не является самым прочным материалом. Тут целесообразна постановка вопроса – «Сможет ли этот простой альбомный лист выдержать игрушку?». Конечно, элементы фокуса и нераскрытой тайны повышают интерес детей к опыту.Используемый материал: у каждого участника по два кубика, один лист А4, небольшая игрушка. На два кубика сверху кладём лист бумаги.
- Поставили небольшую игрушку на мост из бумаги. Почему игрушка упала?
- Взрослый показывает, как сложить «гармошкой» лист по длинной стороне и снова кладёт мост на кубики.
- Дети складывают свой лист «гармошкой», ставят фигурку на мостик. Почему игрушка не упала?
Фокус «Бесконечная лента»
Используемый материал: воспитатель раздаёт и предлагает рассмотреть полоску бумаги 20х4см. Просит объяснить, сколько сторон у неё. После склеивает два коротких конца полоски, предварительно перевернув один из них на 180 градусов. Дети склеивают таким же образом свои полоски, рассматривают их. Несмотря на то, что у ленты кажется две стороны, воспитатель уверяет в том, что на самом деле сторона всего одна, раскрасить в два цвета ленту не получится.Целесообразно предложить детям фломастером начертить по всей длине петли линию, не отрывая руку от полоски, в результате фломастер закончит свой путь в том месте, где начинал. Замечательный результат получается при разрезании ленты, поражающий воображение детей ещё больше. Разрезав ленту вдоль, предполагаемый вариант, что лент станет две, окажется удивительно неверным. Дети опытным путём удостоверятся, что лента стала длиннее и тоньше, но одна.
Раскрытие секрета, объяснение: изучением таких свойств предметов, как ни странно, занимается целый раздел науки математики. Но, к примеру, такая лента находит своё применение в аэропорту, когда передвигают чемоданы из багажного отделения.
Фокус «Бабочка на пальце»
Используемый материал: половина листа белого картона, пластилин.На картоне по шаблону у каждого ребёнка нарисована бабочка, детям предлагается её вырезать, раскрасить фломастерами, карандашами (по желанию) и посадить к себе на пальчик. Как выясняется, последнее сделать невозможно, бабочка падает. Но тут взрослый действительно показывает волшебство, потому что у него бабочка «слушается», сидит на пальце краешком туловища и не падает.
Раскрытие секрета, объяснение: бабочку надо уравновесить. Если на кончик указательного пальца поместить часть головы бабочки, то непременно всё её тело и крылья перевесят, и она свалится вниз с пальца, это дети уже определили опытным путём. Предложить ребятам утяжелить часть бабочки, чтобы она уравновесила своё тело, прикрепив кусочки пластилина на края верхних крыльев, оформить кончики крылышек узорами. Таким образом, бабочка будет балансировать на пальце и её можно будет удержать. В этом же нам помогают законы физики.
Проведение в дошкольном уровне образования научно-практических мероприятий, такие как День науки и творчества, исследовательские, творческие проекты, научные конкурсы, оформление в группе центров исследований способствует развитию ранней профориентации. Вызывает интерес к различным видам деятельности и, как следствие, подводит к выбору интересующего направления в будущем школьном изучении предметов.
Наталья Зайцева, воспитатель
ГБОУ школа № 218, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Умные игры Т. Барчан, АНО ЦОТР "Ребус"
- «Орнамент» Зайцева
- Лотошка. От младенца до школьника!
- Снова учим алфавит
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку