"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Числа в цвете
Использование дидактического набора «Счетные палочки Кюизенера» в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Одна из важнейших задач воспитание маленького ребёнка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Одна из методик работы, применяемая в дошкольных учреждениях, использование счётных палочек Кюизенера в организованных дидактических играх.
Палочки Кюизенера – это яркий дидактический набор, состоящий из разноцветных брусочков разного размера, от 1 см до 10см. Количество брусочков может быть различным в зависимости от набора. Игры с палочками помогают развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, способствуют формированию мышления, интеллекта ребёнка, конструктивных навыков, стимулируют его творческое начало, учат сосредотачиваться. Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подбирать задания с учётом возраста ребёнка и его индивидуальных способностей. Предлагаем несколько игр для детей младшего дошкольного возраста.
Описание. Предлагаем малышу корзину с разноцветными палочками. Взрослый демонстрирует одну палочку и просит ребёнка: «Дай такую палочку». Задача малыша найти из большого количества палочек нужную, взять её и показать. Когда ребёнок уже познакомиться с названиями цветов, просим: «Дай синюю палочку». При этом педагог уже не показывает предмет. Можно предложить ребёнку, как вариант, показать самую длинную палочку (самую короткую).
Описание. Перед ребёнком раскладываем цветные поля (2,3 или 4), проговариваем названия цветов. Предлагаем ему вытянуть из чудесного мешочка одну палочку и положить её на соответствующее поле. При этом просим ребёнка назвать цвет. Таким образом раскладываются все палочки, находящиеся в мешочке. Для поддержания интереса младших дошкольников к познавательной деятельности важно продумать различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности.
Описание. Перед ребёнком выкладываем картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать пояс к платью – палочку конкретного цвета.
Описание. Педагог показывает ребёнку машинку и предлагает построить для неё дорожку до дома. На подносе лежат разноцветные брусочки. Педагог выкладывает перед ребёнком первую палочку, затем предлагает ему сделать то же самое. Когда дорожка построена, педагог вместе с ребёнком перемещает машину к домику. Упражнение постепенно усложняется. Теперь можно предложить ребёнку схему-образец с цветными брусочками, а он, ориентируясь на неё, выкладывает цветные палочки в заданной последовательности. Когда дорожка построена, ребёнку предлагаем переместить машину к домику.
Описание. Рассыпаем перед ребёнком набор из цветных палочек, их должно быть 10. Предлагаем ему построить лесенку, размещая последовательно брусочки от самого маленького к самому большому. Когда лесенка будет готова, можно предложить малышу переместить зайчика снизу-вверх по лесенке. Далее можно усложнить задачу, предложив ребёнку сложить двойную лесенку уже из 20 брусочков (каждого размера по 2 штуки). Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию.
Описание. Взрослый выкладывает перед ребёнком 3 одинаковых палочки и 1 палочку другого цвета и длины. Дошкольник должен определить лишнюю.
Описание. Предъявляем ребёнку последовательно картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, кровать), даём словесное обозначение. Затем предлагаем ребёнку построить для матрёшки стол, потом стул и кровать. В качестве помощи используем образцы-схемы. Сначала ребёнок может выполнить задание путём наложения палочек на образец, а потом выложить их на столе самостоятельно, обращая внимание на величину палочек.
Описание. Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент. Задача ребёнка – определить, что изменилось.
Описание. Перед ребёнком выкладываем картинку с изображением мышки и говорим: «Мышка убегает от кошки, ей страшно, помоги ей спрятаться». Задача дошкольника – заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, а цвет и размер не указываются.
Описание. На столе расположены фигурки животных. Педагог предлагает ребёнку построить высокий забор для животных. Для этого он должен отобрать только длинные палочки и поставить их вертикально на стол.
Палочки Кюизенера просты и понятны: дети привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают их в качестве игрового материала. Играйте с удовольствием!
Одна из важнейших задач воспитание маленького ребёнка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Одна из методик работы, применяемая в дошкольных учреждениях, использование счётных палочек Кюизенера в организованных дидактических играх.
Палочки Кюизенера – это яркий дидактический набор, состоящий из разноцветных брусочков разного размера, от 1 см до 10см. Количество брусочков может быть различным в зависимости от набора. Игры с палочками помогают развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, способствуют формированию мышления, интеллекта ребёнка, конструктивных навыков, стимулируют его творческое начало, учат сосредотачиваться. Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подбирать задания с учётом возраста ребёнка и его индивидуальных способностей. Предлагаем несколько игр для детей младшего дошкольного возраста.
Игра «Найди такую палочку»
Цель: учить ребёнка вычленять из большого количества предметов один, заданного цвета.Описание. Предлагаем малышу корзину с разноцветными палочками. Взрослый демонстрирует одну палочку и просит ребёнка: «Дай такую палочку». Задача малыша найти из большого количества палочек нужную, взять её и показать. Когда ребёнок уже познакомиться с названиями цветов, просим: «Дай синюю палочку». При этом педагог уже не показывает предмет. Можно предложить ребёнку, как вариант, показать самую длинную палочку (самую короткую).
Игра «Разложи по цвету»
Цель: учить ребёнка дифференцировать палочки по цвету, сначала при выборе из 2-х цветов, затем из 3-х и 4-х; повторять и закреплять названия основных цветов, учить ребёнка отвечать на вопрос: «Какой?»Описание. Перед ребёнком раскладываем цветные поля (2,3 или 4), проговариваем названия цветов. Предлагаем ему вытянуть из чудесного мешочка одну палочку и положить её на соответствующее поле. При этом просим ребёнка назвать цвет. Таким образом раскладываются все палочки, находящиеся в мешочке. Для поддержания интереса младших дошкольников к познавательной деятельности важно продумать различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности.
Игра «Подбери пояс к платью»
Цель: учить ребёнка соотносить цвет предмета с картинкой, находить нужную палочку из множества.Описание. Перед ребёнком выкладываем картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать пояс к платью – палочку конкретного цвета.
Игра «Цветные дорожки»
Цель: учить ребёнка последовательно выкладывать брусочки (например, синий, красный, жёлтый) сначала по подражанию, затем по образцу-схеме.Описание. Педагог показывает ребёнку машинку и предлагает построить для неё дорожку до дома. На подносе лежат разноцветные брусочки. Педагог выкладывает перед ребёнком первую палочку, затем предлагает ему сделать то же самое. Когда дорожка построена, педагог вместе с ребёнком перемещает машину к домику. Упражнение постепенно усложняется. Теперь можно предложить ребёнку схему-образец с цветными брусочками, а он, ориентируясь на неё, выкладывает цветные палочки в заданной последовательности. Когда дорожка построена, ребёнку предлагаем переместить машину к домику.
Игра «Разложи по величине»
Цель: учить ребёнка различать предметы по величине, закреплять названия цветов.Описание. Рассыпаем перед ребёнком набор из цветных палочек, их должно быть 10. Предлагаем ему построить лесенку, размещая последовательно брусочки от самого маленького к самому большому. Когда лесенка будет готова, можно предложить малышу переместить зайчика снизу-вверх по лесенке. Далее можно усложнить задачу, предложив ребёнку сложить двойную лесенку уже из 20 брусочков (каждого размера по 2 штуки). Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: учить ребёнка выделять общие и отличительные признаки предметов.Описание. Взрослый выкладывает перед ребёнком 3 одинаковых палочки и 1 палочку другого цвета и длины. Дошкольник должен определить лишнюю.
Игра «Мебель для матрёшки»
Цель: учить ребёнка соотносить величину палочек, по образцу выполнять постройку.Описание. Предъявляем ребёнку последовательно картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, кровать), даём словесное обозначение. Затем предлагаем ребёнку построить для матрёшки стол, потом стул и кровать. В качестве помощи используем образцы-схемы. Сначала ребёнок может выполнить задание путём наложения палочек на образец, а потом выложить их на столе самостоятельно, обращая внимание на величину палочек.
Игра «Что изменилось?
Цель: упражнять ребёнка в умении запоминать предметы (их цвет, количество, величину) при выборе из 3-х (с постепенным увеличением палочек), находить изменения.Описание. Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент. Задача ребёнка – определить, что изменилось.
Игра «Спрячь мышку»
Цель: учить соотносить величину палочек между собой (длинная, короткая).Описание. Перед ребёнком выкладываем картинку с изображением мышки и говорим: «Мышка убегает от кошки, ей страшно, помоги ей спрятаться». Задача дошкольника – заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, а цвет и размер не указываются.
Игра «Построй забор»
Цель: учить выделять величину (длину) палочек, словесно обозначать признак предмета.Описание. На столе расположены фигурки животных. Педагог предлагает ребёнку построить высокий забор для животных. Для этого он должен отобрать только длинные палочки и поставить их вертикально на стол.
Палочки Кюизенера просты и понятны: дети привыкают к ним ещё в раннем возрасте и уже воспринимают их в качестве игрового материала. Играйте с удовольствием!
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку