"Игры и Игрушки" №2-2015
Звуковые игры
Современные требования к первоклассникам включают в себя умение читать. Некоторые считают такое требование завышенным, однако практика учителя показывает: это — необходимость. В настоящее время дети приходят в школу уже читающими и обучать чтению отдельных учеников – значит обеспечить всем остальным отсутствие интереса
В вопросах обучения чтению нельзя ориентироваться на стандарты прошлых лет. Дети сейчас живут в другой реальности, им нужно читать, им нужно познавать мир быстрее. И родители бросают все силы на обучение ребёнка чтению и буквам. Заметьте, не звукам! «Что же учить ребёнка звукам», — скажете вы, — «Каждый начинает с первого «Агу». Но это не осознанные звуки. Смотрите, что происходит.
Вы начинаете учить малыша буквам. Тут и кубики приходят на помощь и разные доски, электронные устройства, даже вышивки с буквами есть! Красота да и только! И детки так быстро начинают складывать слоги, читать. Можно и перед соседями похвалиться. Да только такое «чтение» ещё не есть чтение осознанное, нормальное. Дети, действительно, начинают быстро читать по готовым слогам, но при этом нарушается сама особенность восприятия. Ребята просто запоминают эти слоги. Это зубрёжка, без понимания. Подобный подход к чтению приводит позже к сложностям в изучении фонетики, к сложностям при чтении, при переносе слов, к сложностям с письмом. Учителя постоянно сталкиваются с такими проблемами в классе. Исправлять неверное понимание очень трудно и для педагога, и для ребёнка. Не лучше ли с самого начала избрать другой подход?
Главное – научить ребёнка правильно понимать сам принцип письма и чтения. Буквы – лишь значки, они обозначают звуки. То есть первоосновой становится понятие звука. Со звуками дети знакомы давно: они их произносят. Но произносят не отдельно, а произносят в словах. Значит первое, что мы должны сделать – научить воспринимать звуки сами по себе. Научить понимать, где согласные мягкие, согласные твёрдые, а где гласные. Не учите читать. Учите осознанно произносить.
Первый этап пройден. Надо совершенствоваться! Дошкольник легко уже называет звуки, обозначаемые каждой буквой. Тренируйтесь на слоги: ставьте две карточки рядом, «до» должно превратиться в «доооооо». Используя алфавит, поиграйте дальше: договоритесь с ребёнком, что он будет «петь» гласный до тех пор, пока вы не укажете на другую букву. Так можно складывать первые песни! Смело меняйтесь ролями. Теперь поёте вы, а ребёнок хлопает, услышав оговоренный заранее звук. И весело, и очень полезно. Везде ищите нужный звук. В вывесках, в песнях, в разговорах. Но именно звук.
Нарисуйте вместе слово «дом»: синий квадратик, красный и ещё раз синий. А слово «мёд»: зеленый квадратик, красный и синий. Это в будущем очень поможет при изучении фонетики. Помните: сразу не получается ничего, и ребёнку может быть сложно. Окажется вдруг, что есть такие гласные, которые делают предыдущий согласный мягким! Всю эту информацию нужно постепенно добавлять. Не без помощи взрослых и интереса ребёнок научится с лёгкостью создавать уютные «дома» словам.
А вот теперь самое время переходить к буквам. Теперь ребята уже понимают, что звук «прячется» в букве. Теперь пора давать буквам имена. Тут вновь к нам на помощь придёт алфавит или набор карточек. На них всегда написано полное имя буквы. «Буква «тэ» обозначает звук [т] и [ть]— вот к чему в итоге должен прийти ребёнок. Теперь вы сможете везде искать буквы, стараться читать слова.
Самое главное в этой работе — систематичность. Немного времени, но каждый день в итоге дадут прекрасный результат. Но стоит забросить… Поверьте, ребёнка не придётся заставлять. Дошкольники с удовольствием познают новый мир и будут рады стать чуточку самостоятельнее.
В вопросах обучения чтению нельзя ориентироваться на стандарты прошлых лет. Дети сейчас живут в другой реальности, им нужно читать, им нужно познавать мир быстрее. И родители бросают все силы на обучение ребёнка чтению и буквам. Заметьте, не звукам! «Что же учить ребёнка звукам», — скажете вы, — «Каждый начинает с первого «Агу». Но это не осознанные звуки. Смотрите, что происходит.
Вы начинаете учить малыша буквам. Тут и кубики приходят на помощь и разные доски, электронные устройства, даже вышивки с буквами есть! Красота да и только! И детки так быстро начинают складывать слоги, читать. Можно и перед соседями похвалиться. Да только такое «чтение» ещё не есть чтение осознанное, нормальное. Дети, действительно, начинают быстро читать по готовым слогам, но при этом нарушается сама особенность восприятия. Ребята просто запоминают эти слоги. Это зубрёжка, без понимания. Подобный подход к чтению приводит позже к сложностям в изучении фонетики, к сложностям при чтении, при переносе слов, к сложностям с письмом. Учителя постоянно сталкиваются с такими проблемами в классе. Исправлять неверное понимание очень трудно и для педагога, и для ребёнка. Не лучше ли с самого начала избрать другой подход?
Главное – научить ребёнка правильно понимать сам принцип письма и чтения. Буквы – лишь значки, они обозначают звуки. То есть первоосновой становится понятие звука. Со звуками дети знакомы давно: они их произносят. Но произносят не отдельно, а произносят в словах. Значит первое, что мы должны сделать – научить воспринимать звуки сами по себе. Научить понимать, где согласные мягкие, согласные твёрдые, а где гласные. Не учите читать. Учите осознанно произносить.
Прятки
Помогут буквы-карточки или целые алфавиты. У каждого маленького человечка есть алфавит: красивый, яркий, в книжке, на стенке, с картинками или без. Для образовательных целей подходит любой алфавит или набор карточек с буквами. Вы показываете букву, а ребёнку нужно назвать звук, который «прячется» в этой букве. Реализуя это упражнение, помните, что согласные звуки могут обозначать как мягкие, так и твёрдые звуки. Следите: малыш должен называть и твердый звук, и мягкий обязательно. Звуки коротки. Нет звука [тэ], есть звук [т] или [т´]. Нет звука [бэ], есть звук [б] или [б´]. Нельзя здесь вам самим ошибиться. Если ребёнок запомнит звук [бэ], то ему будет позже очень сложно читать, он будет пытаться произнести неправильно слог или слово. Помните, что есть буквы-ловушки: твёрдый знак, мягкий, которые не обозначают звука; а ещё есть гласные, которые обозначают сразу два звука: [е], [ё], [ю], [я].Первый этап пройден. Надо совершенствоваться! Дошкольник легко уже называет звуки, обозначаемые каждой буквой. Тренируйтесь на слоги: ставьте две карточки рядом, «до» должно превратиться в «доооооо». Используя алфавит, поиграйте дальше: договоритесь с ребёнком, что он будет «петь» гласный до тех пор, пока вы не укажете на другую букву. Так можно складывать первые песни! Смело меняйтесь ролями. Теперь поёте вы, а ребёнок хлопает, услышав оговоренный заранее звук. И весело, и очень полезно. Везде ищите нужный звук. В вывесках, в песнях, в разговорах. Но именно звук.
Слова-домики
Освоив дифференциацию звуков на слух, переходите к визуальному воплощению. Теперь у звуков появляются значки, и из них нужно складывать слова. Общепринятые обозначения: гласным звукам соответствует красный цвет, мягким согласным — зелёный, а твёрдым — синий.Нарисуйте вместе слово «дом»: синий квадратик, красный и ещё раз синий. А слово «мёд»: зеленый квадратик, красный и синий. Это в будущем очень поможет при изучении фонетики. Помните: сразу не получается ничего, и ребёнку может быть сложно. Окажется вдруг, что есть такие гласные, которые делают предыдущий согласный мягким! Всю эту информацию нужно постепенно добавлять. Не без помощи взрослых и интереса ребёнок научится с лёгкостью создавать уютные «дома» словам.
А вот теперь самое время переходить к буквам. Теперь ребята уже понимают, что звук «прячется» в букве. Теперь пора давать буквам имена. Тут вновь к нам на помощь придёт алфавит или набор карточек. На них всегда написано полное имя буквы. «Буква «тэ» обозначает звук [т] и [ть]— вот к чему в итоге должен прийти ребёнок. Теперь вы сможете везде искать буквы, стараться читать слова.
Самое главное в этой работе — систематичность. Немного времени, но каждый день в итоге дадут прекрасный результат. Но стоит забросить… Поверьте, ребёнка не придётся заставлять. Дошкольники с удовольствием познают новый мир и будут рады стать чуточку самостоятельнее.
Ольга Евсеева, учитель русского языка и литературы
Рекомендуем почитать
- Игры, тренирующие память и внимание
- Конструктивные решения обучения
- Детские психологи рекомендуют
- Реализация регионального компонента через проект «Чёрное море»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку