"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Зимующие птицы
Цели: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи
Развивающие:
- Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
- Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах.
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, узнаем, чем они питаются, как живут. Но вначале мы отправимся на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.Первый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением синицы и читает стихотворение.)
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится —
Поёт не уставая
Синица расписная. (Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.)
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Дети слушают аудиозапись.) Синица — небольшая птичка с жёлтеньким брюшком и с чёрной шапочкой на голове. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Второй ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением снегиря и читает стихотворение.)
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу. (Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску. Затем дети слушают, как поёт снегирь.)
Воспитатель. Снегирь — самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Третий ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением сороки и читает стихотворение.)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока. (Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она «трещит».)
Воспитатель. Сорока-белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная: увидит что-нибудь блестящее — монетку или стёклышко — и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.
Четвёртый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением вороны и читает стихотворение.)
Особа всем известная,
Она — крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона, ворона… (Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она каркает.)
Воспитатель. Ворона — очень важная и горластая птица. Вороны бывают или полностью чёрного цвета, или чёрно-серого. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Пятый ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением дятла и читает стихотворение.)
Дятел — врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели. (Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он стучит.)
Воспитатель. Дятел большую часть времени сидит на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекая насекомых. Дупло в стволе служит ему гнездом.
Шестой ребёнок. (Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением воробья и читает стихотворение.)
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует, зёрнышки ворует! (Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он чирикает.)
Воспитатель. Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Впрочем, как и доверчивые голуби, которые тоже остаются с нами на зиму. Как воркуют голуби? (Гру-гру.)
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.) Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие.) А сейчас давайте поиграем.
Игра «Какой птички не стало?»
Ход. На доске — пять-шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»? Дети смотрят и отвечают.Воспитатель. Зима — очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц.) Вы знаете, что на нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки.
Воспитатель. Важно ещё знать, что еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма им пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Воробьи, например, клюют овёс и пшено, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. И только вороны — всеядные птицы.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую — воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица.) А теперь пора поиграть.
Игра «На кормушке»
Ход. На столе лежат картинки птиц, дети походят, берут ту птицу, которая им понравилась, и садятся на своё место. Воспитатель читает стихотворение, и та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на кормушку — садится на магнитную доску.Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? (Дети перечисляют.) А как их назвать одним словом? (Зимующие.) (В конце занятия дети, по просьбе воспитателя, рассказывают, что им больше всего понравилось делать и что нового и интересного они узнали.)
Юлия Горбунова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1»,
г. Старица
Рекомендуем почитать
- Развитие детей дошкольного возраста посредством световых технологий
- Маленькие модницы. Отзывы наших читателей
- Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения
- Культурные традиции Великобритании
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии