"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Зима и наши представления о ней
Интегрированное психолого-логопедическое занятие с воспитанниками подготовительной группы.
Определяя направление воспитательно-педагогической работы, действующие на данный момент в нашей стране Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения особое внимание уделяют развитию личности ребёнка. Это личность, которая способна к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Личность, которая может самостоятельно находить решения возникающих проблем. Личность, которая умеет ставить перед собой цели и в дальнейшем находить способы их достижения. Личность, у которой есть возможность к саморазвитию и самосовершенствованию. Личность, которая обладает высоким духовным, нравственным и культурным уровнем развития. Личность, которая воспринимает каждого индивида как Личность.
Каждый педагог по-своему видит способы формирования и развития предъявленных личностных характеристик. Предлагаемый конспект интегрированного занятия – пример одного из многочисленных систематичных занятий психолого-логопедической направленности. Их цель – интеграция речевой, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической образовательной областей; а также более полное развитие группового сотрудничества и сплочённости.
Идея интегрированных занятий, проводимых двумя специалистами, появилась неслучайно. Порождение и развитие речи вне формирования и развития остальных высших психических функций невозможно, как и не возможен обратный процесс. Таким образом, преодолевается предметная разобщённость и слабая связь самостоятельных видов деятельности, что приводит к формированию у дошкольника целостной картины мира. Формирование личности педагога и ребёнка происходит в результате совместной творческой деятельности, что сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует возникновению содержательного творческого общения.
Цель занятия: отработка зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.
Задачи:
речевые
Логопед: Ребята, что изображено на картинках? Пожалуйста, дайте мне полный ответ. (Ответы детей.)
Психолог: Какое время года наступает после зимы? А что было до зимы? Что наступает после лета? Назовите по порядку все времена года. (Отработка пространственно-временных отношений.)
Логопед: Ребята, какие явления природы, какие птицы, животные, люди или сказочные герои, одежда или обувь относятся к зиме? Без чего мы не можем представить это время года? (Беседа с детьми для активизации лексики.)
Логопед: А давайте поиграем в слова? (Образование относительных прилагательных.) Ребята, если утром мороз, то мы говорим, что утро морозное. А если днём ветер, день какой? Если днём дождь, день какой?
Холод – …, солнце – …, начинается гроза – …
Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. Какие геометрические формы вы видите на этих рисунках? А какие вы ещё знаете геометрические фигуры? (Развитие зрительного восприятия и воображения.) Пофантазируйте, на что похожи эти фигуры?
Психолог: Ребята, сейчас каждый из вас будет выходить к доске и к моей геометрической фигуре – прямоугольнику – дорисовывать какую-то свою деталь, создавая картинку. (Тренируется развитие воображения, зрительной памяти и внимания. Остальные дети в этот момент сидят с закрытыми глазами с вытянутой вперёд правой ладошкой. Логопед на ней своим пальцем «рисует» геометрические фигуры, после чего дети называют их. А по команде «Откройте глазки» ребятам предлагается посмотреть на доску и сказать, что изменилось.)
(Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации: логопед вывешивает картинку зимней избушки на доску так, чтобы у детей была возможность сравнить изображённую художником зимнюю природу и рисунок, сделанный только что.)
Логопед: Давайте выясним, что располагается слева и справа от зимней избушки на нашем рисунке. На рисунке художника? Что ещё следует дорисовать на нашем рисунке, чтобы получился зимний пейзаж? С помощью каких геометрических фигур это можно сделать? (Ответы детей.)
(Развитие тактильной памяти: перед детьми выкладываются картонные геометрические фигуры, воспитанники ощупывают их, выясняют сходство и различие, потом убирают в волшебный мешочек.)
Психолог: А теперь по очереди каждый опускайте руку в наш волшебный мешочек и попытайтесь определить, какую геометрическую фигуру вы там нащупали.
Психолог: Ребята, назовите геометрические фигуры, которые мы сегодня вспоминали. (Ответы детей.)
Логопед: Назовите каждый по 3 слова, без которых мы не можем представить себе зиму. (Ответы детей.)
Психолог: Какие геометрические фигуры помогли нам представить зиму и её нарисовать? (Ответы детей.)
Логопед и психолог (вместе): Все молодцы! Спасибо!
Определяя направление воспитательно-педагогической работы, действующие на данный момент в нашей стране Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения особое внимание уделяют развитию личности ребёнка. Это личность, которая способна к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Личность, которая может самостоятельно находить решения возникающих проблем. Личность, которая умеет ставить перед собой цели и в дальнейшем находить способы их достижения. Личность, у которой есть возможность к саморазвитию и самосовершенствованию. Личность, которая обладает высоким духовным, нравственным и культурным уровнем развития. Личность, которая воспринимает каждого индивида как Личность.
Каждый педагог по-своему видит способы формирования и развития предъявленных личностных характеристик. Предлагаемый конспект интегрированного занятия – пример одного из многочисленных систематичных занятий психолого-логопедической направленности. Их цель – интеграция речевой, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической образовательной областей; а также более полное развитие группового сотрудничества и сплочённости.
Идея интегрированных занятий, проводимых двумя специалистами, появилась неслучайно. Порождение и развитие речи вне формирования и развития остальных высших психических функций невозможно, как и не возможен обратный процесс. Таким образом, преодолевается предметная разобщённость и слабая связь самостоятельных видов деятельности, что приводит к формированию у дошкольника целостной картины мира. Формирование личности педагога и ребёнка происходит в результате совместной творческой деятельности, что сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует возникновению содержательного творческого общения.
Цель занятия: отработка зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.
Задачи:
речевые
- активизировать лексику по теме «Зима»;
- упражнять использование простых распространённых и сложных предложений в ответах на вопросы логопеда;
- учить употреблять в речи относительные прилагательные;
- учить соотносить названия геометрической фигуры с её контуром;
- развивать умение концентрировать внимание на деталях;
- развивать зрительную и тактильную память;
- воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.
Ход занятия
Логопед: (Проводит организационный момент.) Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас здесь. Сегодня мы с вами поговорим о зиме… (На доске три картинки с изображением зимы.)Логопед: Ребята, что изображено на картинках? Пожалуйста, дайте мне полный ответ. (Ответы детей.)
Психолог: Какое время года наступает после зимы? А что было до зимы? Что наступает после лета? Назовите по порядку все времена года. (Отработка пространственно-временных отношений.)
Логопед: Ребята, какие явления природы, какие птицы, животные, люди или сказочные герои, одежда или обувь относятся к зиме? Без чего мы не можем представить это время года? (Беседа с детьми для активизации лексики.)
Логопед: А давайте поиграем в слова? (Образование относительных прилагательных.) Ребята, если утром мороз, то мы говорим, что утро морозное. А если днём ветер, день какой? Если днём дождь, день какой?
Холод – …, солнце – …, начинается гроза – …
Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. Какие геометрические формы вы видите на этих рисунках? А какие вы ещё знаете геометрические фигуры? (Развитие зрительного восприятия и воображения.) Пофантазируйте, на что похожи эти фигуры?
Психолог: Ребята, сейчас каждый из вас будет выходить к доске и к моей геометрической фигуре – прямоугольнику – дорисовывать какую-то свою деталь, создавая картинку. (Тренируется развитие воображения, зрительной памяти и внимания. Остальные дети в этот момент сидят с закрытыми глазами с вытянутой вперёд правой ладошкой. Логопед на ней своим пальцем «рисует» геометрические фигуры, после чего дети называют их. А по команде «Откройте глазки» ребятам предлагается посмотреть на доску и сказать, что изменилось.)
(Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации: логопед вывешивает картинку зимней избушки на доску так, чтобы у детей была возможность сравнить изображённую художником зимнюю природу и рисунок, сделанный только что.)
Логопед: Давайте выясним, что располагается слева и справа от зимней избушки на нашем рисунке. На рисунке художника? Что ещё следует дорисовать на нашем рисунке, чтобы получился зимний пейзаж? С помощью каких геометрических фигур это можно сделать? (Ответы детей.)
(Развитие тактильной памяти: перед детьми выкладываются картонные геометрические фигуры, воспитанники ощупывают их, выясняют сходство и различие, потом убирают в волшебный мешочек.)
Психолог: А теперь по очереди каждый опускайте руку в наш волшебный мешочек и попытайтесь определить, какую геометрическую фигуру вы там нащупали.
Психолог: Ребята, назовите геометрические фигуры, которые мы сегодня вспоминали. (Ответы детей.)
Логопед: Назовите каждый по 3 слова, без которых мы не можем представить себе зиму. (Ответы детей.)
Психолог: Какие геометрические фигуры помогли нам представить зиму и её нарисовать? (Ответы детей.)
Логопед и психолог (вместе): Все молодцы! Спасибо!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед, г.Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку