"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Жил-был мышонок
Цель: Закрепить умение оперировать математическими эталонами.
Образовательные задачи:
- Развивать представления о признаках предметов (цвет, форма, размер).
- Учить определять количество (один и много).
- Тренировать умение выбирать предметы заданного цвета и составлять группы предметов одного цвета.
- Различать предметы по функциям и свойствам (строительный материал, устойчивость).
- Создавать открытые ситуации, учить выбирать наиболее подходящий вариант по заданным условиям (строительный материал).
- Учить работать над задачей вместе (строить дом для мышонка).
- Развивать фантазию детей при составлении рисунка из геометрических фигур.
- Закреплять навыки поведения в ситуации знакомства.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к тем, кому нужна помощь.
Методический комментарий:
Формирование элементарных математических представлений в первой младшей группе основано на знакомстве с сенсорными эталонами: основные цвета спектра, геометрические формы. Постепенно воспитанники учатся не только подбирать такой же предмет, но и называть его цвет и форму, а также определять количество – один и много.
Важным достижением младшего возраста становится оперирование данными эталонами: способность использовать их в предметной деятельности, обозначать речью.
Для детей первой младшей группы продолжительность занятий не должна превышать 10 минут, поэтому большое значение имеет предварительная работа, представленная нами ниже.
В данном сценарии описаны два занятия, объединённые общей темой.
Предварительная работа
Конструирование, формирование ЭМП:
Создание простейших построек из кубиков; закрепление цветов и форм строительного материала.
Окружающий мир: Игра «Где чей дом?» (подбор домиков из предложенных вариантов для животных и насекомых).
Изобразительная деятельность: Раскрашивание домиков животных; игра «Проведи дорожку» (соединение животного с его домиком).
Художественная литература: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», русская народная сказка под ред. В. Аникина «Теремок», Е. Железнова, С. Железнов «Песенка мышонка», А. Усачёв «Грибок-теремок», В. Бианки «Лис и мышонок», Русская народная сказка под ред. В. Катаева «Пряничный домик».
Свободная деятельность: Детям предлагаются игры, рамки с вкладышами «Где живут лесные жители?», «Кто где живёт?», матрёшка «Теремок», деревянный театр «Теремок», деревянный конструктор «Томик», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Цветной городок»
Ход первого занятия
Воспитатель: Жил-был мышонок, целыми днями песни пел: «Какой чудесный день…» Учиться совсем ничему не хотел. И ничего не знал. Ребята, а вы любите занятия? (Дети отвечают на вопрос. Раздаётся звук колокольчика.) Кто это звонит в наш колокольчик? (Воспитатель показывает детям мышонка, который здоровается с детьми.)Мышонок: Здравствуйте, меня зовут мышонок, мышонок Пик. Можно мне с вами познакомиться? (Мышонок здоровается с каждым ребёнком, воспитатель побуждает детей называть свои имена, поддерживает их, если нужно.)
Воспитатель: Пик, я ребятам рассказывала о мышонке, который не любит учиться, а ты любишь?
Мышонок: А как это – учиться?
Воспитатель: Мы с ребятами тебе сейчас покажем. Что ты ещё не умеешь делать? Мы можем научить.
Мышонок: У меня норка в земле, а я хочу построить разноцветный домик на земле. Моя бабушка жила в библиотеке и видела такие в книжках со сказками. Только не знаю, из чего строят дома.
Воспитатель: Ребята, из чего можно построить дом? (Воспитатель вместе с детьми собирает строительный материал в группе. Затем все вместе выбирают то, из чего получится устойчивый дом (используем деревянные кубики).
Мышонок: Какие красивые кубики! Пусть в моём доме каждый этаж будет разного цвета. (Ребята строят все вместе дом. Воспитатель просит детей назвать цвета. Мышонок несколько раз ставит кубик не того цвета, дети его поправляют. Мышонок очень радуется готовому домику.)
Воспитатель: Мышонок, мы умеем не только заниматься, но и играть. Поиграешь с нами? (Воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру «Мышь полезла в первый раз посмотреть, который час»)
Мышонок: Ух, какая игра! А я принёс вам нитку бус, которую нашёл в лесу. Кто-то потерял их там. Посмотрите, какие на ней разноцветные бусинки. (Мышонок даёт детям шнурок с нанизанными на нём крупными бусинами разных форм и цветов.)
Воспитатель: Ребята, давайте дополним нитку бусинами. Возьмите ту бусину, которая понравилась больше всего. Какого она цвета? Какой формы? (Ответы детей.) У вас бусина в руке одна? А на нитке?
Дети: Много.
Мышонок: Как же здорово учиться! Я знаю цвета и формы, умею считать и строить дом! А теперь мне пора возвращаться к себе. До свидания ребята!
Дети: До свидания, мышонок!
Ход второго занятия
(Воспитатель показывает детям письмо от мышонка, в котором он прислал открытку построенного им дома, выполненную в технике аппликации. Затем он находит в конверте квадраты, круги и треугольники из бумаги.)Воспитатель: Хм, интересно, и зачем это нужно? (Обсуждает с детьми, что можно сложить из этих элементов. Дети пробуют, воспитатель называет получившиеся фигуры.) Что у тебя получилось?
Ребёнок: Домик.
Воспитатель: А у тебя?
Ребёнок: Рыбка. (Если кто-то из детей затрудняется, воспитатель помогает. Аппликация состоит из двух фигур.)
Воспитатель: Теперь нам нужно аккуратно приклеить детали к основе. Я помогу тем, кому трудно. (Если нужно воспитатель, фломастером дорисовывает необходимые детали, например, глазки животным. Дети выполняют аппликацию.) Давайте теперь сделаем выставку из ваших работ, сфотографируем их и отправим мышонку! (Все работы размещаются на одной доске на уровне глаз детей. Воспитатель и дети рассматривают и называют получившиеся изображения. Воспитатель делает общую фотографию работ.)
Надежда Кочетова, воспитатель
Д/с АНО «Павловская гимназия»
дер. Веледниково, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Остров вечной весны
- Организация взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО
- Решаем вместе
- «Светлячок мини»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии