"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
За играми в Поволжье
Развлечение «За играми в Поволжье» способствует приобщению детей к национальным традициям физического воспитания чувашского и других народов, населяющих Поволжье. Оно включает подвижные народные игры, нашу авторскую игру «Хевел тух!», элементы народных танцев с разной степенью физической нагрузки, дыхательные упражнения и расслабляющие паузы. Все игры и выполнение танцевальных движений проходят с музыкальным сопровождением народной музыкой.
Цель: познакомить с подвижными играми народов Поволжья.
Обучающие задачи: совершенствовать умение играть в подвижные игры русского, чувашского, татарского, мордовского народов.
Развивающие задачи: формировать мотивацию двигательной деятельности, развивать силу, быстроту, ловкость, меткость, координацию движений.
Оздоровительные задачи: формировать навыки здорового образа жизни.
Воспитательные задачи: воспитывать толерантное отношение к народам Поволжья, уважительные и дружеские чувства.
Оборудование: мультимедиа установка, экран, презентация «Родное Поволжье», звукозапись народных мелодий.
Демонстрационный материал: мягкие игрушки - медведь, лиса, барс, утка; карточки-схемы подвижных игр.
Раздаточный материал: элементы народных костюмов.
Ход развлечения
Родное Поволжье. Дошкольникам предлагают совершить путешествие для знакомства с играми разных народов. С помощью вопросов их подводят к следующим выводам. Наша страна Российская Федерация большая и многонациональная. В Поволжье рядом живут чуваши, русские, татары, мордва. У каждого народа есть свои традиции, их знание и уважение помогает людям разных национальностей лучше понимать особенности быта, обычаи, танцы и песни друг друга. В конце беседы детям предлагают выбрать и надеть элементы национальных костюмов.Русские игры и танцы. Дошкольникам представляют слайд «Русский костюм» и приглашают на танец. Они выполняют элементы русского танца: ходьбу с перекатом с пятки на носок, на носках, на пятках; «берёзку» на носках; бег с захлёстом голеней назад; «свечку», приседания. С детьми проводят игру «Ручеёк». Символ России Медведь вручает им карточку-схему этой игры.
Воздушный полёт. Детям демонстрируют слайд с картой Поволжья, на которой обозначены яркими точками города, через которые будет проходить путешествие. Дошкольники обсуждают с педагогом, на чём можно отправиться к соседям, и выбирают воздушный шар.
С детьми проводят оздоровительный сеанс «Полёт на шаре» с дыхательными упражнениями, элементами самомассажа, упражнениями для профилактики нарушений осанки.
Мордовские игры и танцы. Под звуки народной мелодии мальчик и девочка с элементами мордовских национальных костюмов приветствуют детей: «Здравствуйте, ребята! Шумбрат! Добро пожаловать в Мордовию». Они приглашают на мордовский танец. Дошкольники выполняют тройные притопы, приседания, передвижения на носках, повороты вокруг себя с припаданиями.
Детям поясняют, что движения в подвижных мордовских играх символизируют посевные работы, уборку урожая, охоту, защиту от коварных зверей. Символ города Саранска лиса Ася предлагает поиграть с мячом в народную игру «Круговой». После окончания игры Ася вручает детям её карточку-схему.
Татарские игры и танцы. Продолжается «полёт» на воздушном шаре. Звучит татарская мелодия, дети рассматривают слайд с картой Татарстана и его герб. Снежный барс Ирбис - символ храбрости, силы и плодородия Республики Татарстан. Мальчик и девочка с элементами татарских национальных костюмов приветствуют детей: «Здравствуйте ребята! Исэнмесез!». Они приглашают на татарский танец. Дошкольники танцуют, выполняя элементы галопа, молоточки, «ковырялочки». Детям поясняют, что подвижные татарские игры также связаны с трудовой деятельностью народа, его бытом, обычаями и знакомят с национальной игрой «Продаём горшки». После её завершения Ирбис вручает им карточку-схему игры.
Чувашские игры и танцы. Звучит чувашская мелодия, дошкольники продолжают «полёт» на воздушном шаре. С ними проводят дыхательные упражнения и упражнения для профилактики плоскостопия. Затем дети рассматривают слайд с картой Чувашии. Им также демонстрируют слайд с изображением утки, журавля, лебедя, гуся и задают вопрос: «Какая птица является символом города Чебоксары?». На гербе столицы Чувашской Республики пять серебряных уток - символ стремления к свободе, инициативе и достижения поставленных целей. Дети читают стихотворение В. Петрова «Наш город» о Новочебоксарске. Мальчик с девочкой с элементами чувашских национальных костюмов приветствуют детей: «Сывлах сунатпар, ачасем! Здравствуйте!». Они приглашают на чувашский танец. Дошкольники танцуют, выполняя движения с элементами притопа, припадания, гармошки, приседания. Детей знакомят с подвижной игрой «Хевел тух!» («Солнышко вставай»). Они встают в круг и берутся за руки, «ребёнок-солнце» сидит в центре круга. Дети идут приставными шагами по кругу, руки вперёд-назад, и говорят: «Хевел тух, Хевел тух! Супа сакарситеретеп! Солнышко вставай! Солнышко вставай! Хлебом с маслом угощу!». После этих слов дети разбегаются, а «солнце» поднимается и ловит их. Утка вручает им карточку-схему игры.
Путешествие заканчивается. Детям сообщают, что пора возвращаться, и проводят с ними коммуникативную игру «Солнышко»: сообщают, что в путешествии очень помогли хорошее настроение, дружба, сила воли и весёлые улыбки; предлагают показать ладошки, сложить их в лучистое солнышко, сказать в ладошки хорошие слова и раздать их своим друзьям, взявшись за руки.
Детям сообщают, что собранные ими 4 карточки со схемами игр очень пригодятся при подготовке к фестивалю народных игр Поволжья. Отмечают, что они справились со всеми трудностями во время игр и отлично плясали. По чувашской традиции лучшим плясунам взрослые давали ломоть каравая, следующий за горбушкой - «таша челли» (плясовой ломоть). Воспитатель выносит на полотенце каравай и приглашает детей угоститься им в группе.
Галина Ларионова, инструктор по физкультуре
МБДОУ № 205 «Новоград»
г. Чебоксары, Чувашской Респ.
Рекомендуем почитать
- Завораживающее творчество ТМ «Чудо-Дерево»
- Русские национальные традиции и культура
- Кофейные коты
- Акция!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии