"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Подвижные игры – это весело!
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающий огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Что такое детская игра? Этому понятию можно дать множество определений. Это и развлечение, отдых или занятие, с помощью которых дети постигают окружающий мир. Существует классификация детских игр. Они делятся на две большие группы: творческие и с правилами. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные, а также народные игры и игры-забавы; к творческим играм – строительные, театрализованные, сюжетно-ролевые и режиссёрские. Особенно привлекают детей подвижные игры. Дошкольники с большим удовольствием выполняют различные двигательные задания, которые помогут им раскрыться эмоционально и творчески. В подвижных играх созданы все условия для воспитания в детях ловкости, быстроты, внимания, наблюдательности. Если педагог регулярно использует эти игры, то детский коллектив приобретает способность быстрее осваивать новые игры с более сложными правилами, сами дети более дисциплинированы, открыты, радостны и дружелюбны. Внутренний мир и детский кругозор значительно расширен. Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, сложности правил. Их можно применять как самостоятельно, так и во время непосредственно-образовательной деятельности. Я очень люблю детские подвижные игры, всегда с удовольствием разучиваю новые. Считаю, что эти игры очень помогают при работе с детьми. Например, при проведении НОД «Насекомые» мною была использована игра «Мотылёк». Воспитатель берёт обруч, условно называет его сачком, начинает читать стихи, а дети выполняют движения согласно словам:
На зелёном, на лужку мотыльки летают,
И с цветочка на цветок весело порхают.
А я выйду на лужок, и в руках сачок,
Берегись-ка, мотылек, улетай скорей, дружок!
На последних словах дети разбегаются, а воспитатель ловит в обруч «мотыльков», игра проводится несколько раз. После этого все вместе считают пойманных «мотыльков», можно предложить водить кому-либо из детей, предварительно проговорив считалку. Игру можно проводить и с младшими дошкольниками, и со старшими.
При беседе с детьми о правилах дорожного движения у меня как-то сразу появилась идея следующей игры. Содержание её заключается в следующем: после подробного обсуждения дорожных знаков дети встают в круг, в центре круга лежат различные дорожные знаки. Под весёлую музыку дети передают друг другу полицейскую фуражку. Музыка останавливается. Ребёнок надевает фуражку, выходит в центр круга, берёт дорожный знак и называет его. Игра проводится несколько раз для закрепления знаний ПДД в старшей возрастной группе дошкольников.
Очень хорошо развивают ловкость и быстроту движений, а также наблюдательность и дисциплинированность такие игры как «Хитрая лиса», «Рыжий кот», «Лохматый пёс».
Игра «Хитрая лиса»
Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Воспитатель обходит детей с внешней стороны, одного ребёнка легонько «пятнает», это будет хитрая лиса. Дети открывают глаза и хором говорят три раза: «Хитрая лиса, где ты?» Затем ребёнок, назначенный лисой, выбегает на середину круга и ловит других.Игры «Лохматый пес» и «Рыжий кот» похожи.
Игра «Лохматый пёс»
С помощью считалки выбираем «пса», он садится на корточки и закрывает глаза. Дети с воспитателем читают стих:Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Произнося последние слова, дети должны дотронуться рукой до спящего пса. Пёс «просыпается», начинает лаять и ловить ребят. Игру можно проводить для детей младшего школьного возраста, хотя старшие дошкольники тоже любят в неё играть.
Игра «Рыжий кот»
С помощью весёлой считалки (можно что-нибудь про мышей и котов) мы выбираем рыжего кота, который садится на корточки. Воспитатель читает стих, дети выполняют движения:Рыжий кот гулять пошёл,
Норку Мышкину нашёл,
Рядом сел, сидит молчит,
Притворился, будто спит.
Вышли мышки погулять,
Стали серые играть:
Лапками потопали,
Лапками похлопали,
Повертелись, покружились,
А потом остановились.
Вдруг как крикнет хитрый кот:
Разобью ваш хоровод! Мяу!
После этого «кот» ловит «мышей», «мыши» прячутся в домик, то есть возвращаются на старое место. Игра проводится для младшего дошкольного возраста. Почему-то именно эта игра всегда помогала мне дисциплинировать каждый новый детский коллектив. Дети слушают правила, выполняют движения (хлопают, топают, кружатся), учатся разбегаться не сталкиваясь.
Игры можно проводить самостоятельно (например, на прогулке), а можно в рамках НОД «Домашние животные». Очень любима детьми и другая известная игра «Рыбак и рыбки».
Игра «Рыбак и рыбки»
Дети встают в круг, воспитатель в середине круга держит удочку. Это может быть или тонкий канат, или скакалка. Я предварительно читаю стих Ирины Токмаковой:Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
После этого воспитатель кружится с канатом по кругу, а дети подпрыгивают. Кого задел канат, того поймали. По окончанию игры считаем, сколько поймали рыб.
В рамках исследовательской деятельности с детьми «Свойства воздуха» мною была предложена веселая эстафета на улице с запуском воздушных змеев. Эстафета проводилась для старших дошкольников. Подвижные игры с детьми поднимают настроение не только детям, но и самому педагогу, расширяют его кругозор, помогают находить контакт с детским коллективом. Это самообразование, саморазвитие и самовыражение взрослого при работе с дошкольниками. Почаще играйте с детьми!
Екатерина Голованова, воспитатель
МБДОУ № 29 «Аистёнок»
г. Балашиха, Московская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии