"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Юные садовники
Конспект ООД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы ТНР
Цель: уточнить и расширить знания о растениях сада, закрепить умение различать и называть фрукты и ягоды.
Образовательные задачи: учить образовывать причастия из глаголов (растёт, цветёт, зеленеет, желтеет и др.); заменять звук буквенными изображениями; закрепить умение определять место звука в звуковом ряду, пользуясь схемами; повторить названия фруктов и ягод; упражнять в умении подбирать синонимы к глаголам способом словообразования через приставки и суффиксы.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух на звук «р», артикуляционный аппарат к произношению сонорных звуков (р, рь, л, ль); развивать навыки пользования ЭдуКвест в решении дидактических задач.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к деятельности садовника, отзывчивость к животным, умение вежливо обращаться с просьбой «Помогите, пожалуйста ...»; поддерживать желание вступать в диалог с садовником.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: садовник, фруктовое дерево, помело, хурма, инжир, растущий, цветущий, зеленеющий, желтеющий.
Предварительная работа: рассматривание презентации «Фруктовый сад», разучивание загадок про фруктовые деревья, конструирование: изготовление пропеллера для дыхательной гимнастики, лепка фруктов, разработка конспекта
Материалы и оборудование: телефон, ноутбук, ЭдуКвест – блок «Юные садовники», магнитофон; схемы – звукоряд с картинками на каждого ребёнка, слова с пропущенными буквами, распечатанные буквы на каждого ребёнка; дидактические игры «Этапы роста растения», «Что где растёт?».
Дети: Кто это?
Зайчик: Это я, Зайчик Длинные уши.
Дети: Что случилось?
Зайчик: Была у нас целая корзина фруктов с ягодами, да лиса её забрала. Чем же теперь кормить своих деток: четыре сыночка да лапочка дочка?
Воспитатель: Подожди, не реви, сейчас мы с ребятами посоветуемся, как вам помочь.
Воспитатель: Дети, что же делать? Как же помочь зайчатам? Как вы думаете, а где растут фрукты и ягоды? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, в фруктовых садах и плодово-ягодных питомниках. А кто ухаживает за ними?
Дети: Садовник.
Воспитатель: Давайте позвоним садовнику и попросим его помочь. (Звонок садовнику. Дети здороваются. Один из детей выражает просьбу.)
Дети: Помогите нам, пожалуйста, помочь зайчатам!
Садовник: Я готов вам помочь, но вам придётся выполнить несколько заданий. Вы готовы? (Ответы детей.) Я сейчас пришлю их вам на электронную почту. Если вы все задания выполните, то я сам принесу вам фрукты и ягоды. Удачи вам!
Воспитатель: Итак, ребята, чтобы пройти все испытания, нужно подготовиться. (Динамическая пауза из артикуляционной и дыхательной гимнастики: упражнения «Трубочка», «Футбол», «Грибок», «Пулемёт»; дыхательная гимнастика «Пропеллер». Дети в кругу по сигналу взрослого делают глубокий вдох носом и дуют на пропеллер, произнеся звук «ш».)
Воспитатель: Теперь вы готовы решить все задания, которые подготовил вам садовник. Итак, внимание!
Воспитатель (первое задание): перед вами картинка № 1 «Садовник копает ямку». Подберите слова, близкие по смыслу к заданному слову «копать».
Дети: Выкопать, раскопать, перекопать, откопать.
Воспитатель: Следующая картинка № 2 «Садовник сажает деревце». Подберите близкие по смыслу слова к слову «сажать».
Дети: Высаживать, пересаживать, отсаживать, засадить, подсадить.
Воспитатель: Картинка № 3 «Садовник собирает плоды», слово «собирать».
Дети: Набирать, подбирать, накоплять, приумножать.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель (второе задание): Вам нужно назвать состояние, в котором находится изображённый сад. Например, изображение на экране сада с молодыми деревцами. Этот сад растёт. Значит, какой сад?
Дети: Растущий. (Попеременно сменяются слайды: сад цветёт, зеленеет, желтеет, краснеет, пустует (сад с голыми ветками). Дети подбирают причастия: цветущий, зеленеющий, желтеющий, краснеющий, пустующий.)
Воспитатель (третье задание): Переходим к следующему заданию – интерактивному. (Интерактивные задания с использованием ЭдуКвест – блок «Юные садовники». Двое ребят выполняют задания за монитором, остальные работают с настольными дидактическими играми, затем меняются.)
Воспитатель: Молодцы, и с этими заданиями вы справились!
Воспитатель (четвёртое задание): Садовник хочет посадить деревья, в названиях которых есть звук «р». На слово, в котором есть звук «р» – нужно тихо топнуть одной ногой, что будет означать – нужно сажать. Слушайте внимательно: яблоня, груша, айва, черешня, рябина, боярышник, лимон, апельсин, мандарин, хурма, гранат, орех, вишня, слива, персик, абрикос, инжир, малина, ежевика, смородина, крыжовник, виноград, облепиха.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель (пятое задание, работа в парах): Найдите одинаковые звуки в названиях плодов. (Показываются две картинки, дети определяют повторяющиеся звуки и показывают его место в слове на схеме: в начале, в середине, в конце.) В словах «слива-яблоко» есть одинаковый звук. Какой? (Звук «л».). «Груша-вишня» (звук «ш»), «лимон-гранат» (звук «н»), «хурма-помело» (звук «м»).
Воспитатель: Молодцы! Все старались, поэтому у всех всё получилось.
Воспитатель: Ребята, садовник просит, чтобы вы отдохнули немножко. (Музыкальная физкультминутка.)
Воспитатель (шестое задание, «Найди пропавшую букву»): В некоторых словах, которые так дороги садовнику, пропали буквы. (На доске вывешиваются слова с недостающей буквой. Дети находят эту букву, прикрепляют и зачитывают. Например, «С_Д», «ЗЕ_ЛЯ», «ВОД_», «_ОЛНЦЕ», «ДЕРЕВ_», «ФРУ_ТЫ».)
Воспитатель: Молодцы! Теперь буквы – ваши друзья.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора позвонить садовнику и рассказать ему о выполненных заданиях, чтобы он скорее принёс нам фрукты для зайчат. (Звонок садовнику. Стук в дверь. Заходит лесник с двумя корзинами фруктов. Благодарит ребят за выполненные задания. Спрашивает у детей, какие задания для них были трудными, с какими заданиями справились легко и быстро, что нового узнали, что им больше всего понравилось. Угощает детей фруктами. Дети просят лесника отнести вторую корзину с фруктами зайчику и его семье.)
Лесник: Обязательно выполню вашу просьбу – положу корзину под ёлочку зайчику и его семье. (Дети прощаются с лесником.)
Цель: уточнить и расширить знания о растениях сада, закрепить умение различать и называть фрукты и ягоды.
Образовательные задачи: учить образовывать причастия из глаголов (растёт, цветёт, зеленеет, желтеет и др.); заменять звук буквенными изображениями; закрепить умение определять место звука в звуковом ряду, пользуясь схемами; повторить названия фруктов и ягод; упражнять в умении подбирать синонимы к глаголам способом словообразования через приставки и суффиксы.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух на звук «р», артикуляционный аппарат к произношению сонорных звуков (р, рь, л, ль); развивать навыки пользования ЭдуКвест в решении дидактических задач.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к деятельности садовника, отзывчивость к животным, умение вежливо обращаться с просьбой «Помогите, пожалуйста ...»; поддерживать желание вступать в диалог с садовником.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: садовник, фруктовое дерево, помело, хурма, инжир, растущий, цветущий, зеленеющий, желтеющий.
Предварительная работа: рассматривание презентации «Фруктовый сад», разучивание загадок про фруктовые деревья, конструирование: изготовление пропеллера для дыхательной гимнастики, лепка фруктов, разработка конспекта
Материалы и оборудование: телефон, ноутбук, ЭдуКвест – блок «Юные садовники», магнитофон; схемы – звукоряд с картинками на каждого ребёнка, слова с пропущенными буквами, распечатанные буквы на каждого ребёнка; дидактические игры «Этапы роста растения», «Что где растёт?».
Ход деятельности
(Раздаётся телефонный звонок. По громкой связи дети слышат плач.)Дети: Кто это?
Зайчик: Это я, Зайчик Длинные уши.
Дети: Что случилось?
Зайчик: Была у нас целая корзина фруктов с ягодами, да лиса её забрала. Чем же теперь кормить своих деток: четыре сыночка да лапочка дочка?
Воспитатель: Подожди, не реви, сейчас мы с ребятами посоветуемся, как вам помочь.
Воспитатель: Дети, что же делать? Как же помочь зайчатам? Как вы думаете, а где растут фрукты и ягоды? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, в фруктовых садах и плодово-ягодных питомниках. А кто ухаживает за ними?
Дети: Садовник.
Воспитатель: Давайте позвоним садовнику и попросим его помочь. (Звонок садовнику. Дети здороваются. Один из детей выражает просьбу.)
Дети: Помогите нам, пожалуйста, помочь зайчатам!
Садовник: Я готов вам помочь, но вам придётся выполнить несколько заданий. Вы готовы? (Ответы детей.) Я сейчас пришлю их вам на электронную почту. Если вы все задания выполните, то я сам принесу вам фрукты и ягоды. Удачи вам!
Воспитатель: Итак, ребята, чтобы пройти все испытания, нужно подготовиться. (Динамическая пауза из артикуляционной и дыхательной гимнастики: упражнения «Трубочка», «Футбол», «Грибок», «Пулемёт»; дыхательная гимнастика «Пропеллер». Дети в кругу по сигналу взрослого делают глубокий вдох носом и дуют на пропеллер, произнеся звук «ш».)
Воспитатель: Теперь вы готовы решить все задания, которые подготовил вам садовник. Итак, внимание!
Воспитатель (первое задание): перед вами картинка № 1 «Садовник копает ямку». Подберите слова, близкие по смыслу к заданному слову «копать».
Дети: Выкопать, раскопать, перекопать, откопать.
Воспитатель: Следующая картинка № 2 «Садовник сажает деревце». Подберите близкие по смыслу слова к слову «сажать».
Дети: Высаживать, пересаживать, отсаживать, засадить, подсадить.
Воспитатель: Картинка № 3 «Садовник собирает плоды», слово «собирать».
Дети: Набирать, подбирать, накоплять, приумножать.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель (второе задание): Вам нужно назвать состояние, в котором находится изображённый сад. Например, изображение на экране сада с молодыми деревцами. Этот сад растёт. Значит, какой сад?
Дети: Растущий. (Попеременно сменяются слайды: сад цветёт, зеленеет, желтеет, краснеет, пустует (сад с голыми ветками). Дети подбирают причастия: цветущий, зеленеющий, желтеющий, краснеющий, пустующий.)
Воспитатель (третье задание): Переходим к следующему заданию – интерактивному. (Интерактивные задания с использованием ЭдуКвест – блок «Юные садовники». Двое ребят выполняют задания за монитором, остальные работают с настольными дидактическими играми, затем меняются.)
Воспитатель: Молодцы, и с этими заданиями вы справились!
Воспитатель (четвёртое задание): Садовник хочет посадить деревья, в названиях которых есть звук «р». На слово, в котором есть звук «р» – нужно тихо топнуть одной ногой, что будет означать – нужно сажать. Слушайте внимательно: яблоня, груша, айва, черешня, рябина, боярышник, лимон, апельсин, мандарин, хурма, гранат, орех, вишня, слива, персик, абрикос, инжир, малина, ежевика, смородина, крыжовник, виноград, облепиха.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель (пятое задание, работа в парах): Найдите одинаковые звуки в названиях плодов. (Показываются две картинки, дети определяют повторяющиеся звуки и показывают его место в слове на схеме: в начале, в середине, в конце.) В словах «слива-яблоко» есть одинаковый звук. Какой? (Звук «л».). «Груша-вишня» (звук «ш»), «лимон-гранат» (звук «н»), «хурма-помело» (звук «м»).
Воспитатель: Молодцы! Все старались, поэтому у всех всё получилось.
Воспитатель: Ребята, садовник просит, чтобы вы отдохнули немножко. (Музыкальная физкультминутка.)
Воспитатель (шестое задание, «Найди пропавшую букву»): В некоторых словах, которые так дороги садовнику, пропали буквы. (На доске вывешиваются слова с недостающей буквой. Дети находят эту букву, прикрепляют и зачитывают. Например, «С_Д», «ЗЕ_ЛЯ», «ВОД_», «_ОЛНЦЕ», «ДЕРЕВ_», «ФРУ_ТЫ».)
Воспитатель: Молодцы! Теперь буквы – ваши друзья.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора позвонить садовнику и рассказать ему о выполненных заданиях, чтобы он скорее принёс нам фрукты для зайчат. (Звонок садовнику. Стук в дверь. Заходит лесник с двумя корзинами фруктов. Благодарит ребят за выполненные задания. Спрашивает у детей, какие задания для них были трудными, с какими заданиями справились легко и быстро, что нового узнали, что им больше всего понравилось. Угощает детей фруктами. Дети просят лесника отнести вторую корзину с фруктами зайчику и его семье.)
Лесник: Обязательно выполню вашу просьбу – положу корзину под ёлочку зайчику и его семье. (Дети прощаются с лесником.)
Оксана Бондарева, воспитатель,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Будущие хиты продаж!
- Творилки
- Подарки ТМ "Оранжевый слон"
- KIDS RUSSIA & LICENSING WORLD RUSSIA: главное весеннее отраслевое событие детской и лицензионной индустрии
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку