"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Встреча в музыкальной гостиной
В любом искусстве воспитание хорошего вкуса начинается с классики. В процессе этого занятия дошкольники знакомятся с тремя разными миниатюрами, обсуждают и сравнивают услышанное. И музыка начинает для них звучать совсем иначе, чем прежде
Цель: развивать у детей интерес и любовь к классической музыке и через синтез искусств формировать музыкально-художественный вкус.
Задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочное отношение к музыке.
- Способствовать развитию умения детей сопоставлять и сравнивать музыкальные произведения различной контрастности с идентичными названиями.
- Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и музыкальными, пластическими, живописными образами.
- Закреплять слова из художественного словаря (синонимы, антонимы), определяющие характер музыки и качество музыкально-исполнительской деятельности.
- Развивать творческое воображение и умение передавать характер музыки в движениях и танцевальных импровизациях.
Ход занятия
Педагог. Дети, мы сегодня встречаемся в нашей музыкальной гостиной, чтобы послушать музыкальные картинки. Да-да, в музыке существуют картинки! Они «нарисованы» звуками музыкальных инструментов, человеческих голосов, шумами и… тишиной. Все эти звуки способны создать и большие произведения, такие как сказка-балет «Щелкунчик» Чайковского, музыкальная сказка «Снегурочка» Римского-Корсакова. Мы знакомы с этими произведениями, включали музыку из них в свои детские спектакли. А сегодня я хочу приоткрыть вам ещё одну интересную страницу в мире классической музыки. Здесь собрались музыкальные миниатюры. Миниатюра — это маленький предмет или маленькое произведение. Например, маленькая шкатулочка, маленькая вазочка, маленькая картинка или книжечка. (Педагог показывает эти предметы и предлагает выбрать и выставить все миниатюры на отдельную полку.)Педагог. Вот и музыкальная миниатюра — это настоящее музыкальное произведение, со своей историей, со своими чувствами, только по времени звучат эти произведения недолго, коротко. Поэтому их иногда и называют музыкальные картинки. Давайте выберем для знакомства сказочные сюжеты музыкальных картинок и живописных. Обратите внимание, вот на этих маленьких картинах-миниатюрах можно увидеть портреты каких-то человечков и изображения дремучего леса. (Дети рассматривают иллюстрации, с помощью педагога находят сходства и различия.) Наверное, это не случайно. Я думаю, что нам всё объяснит музыка. Сегодня нас ждёт встреча с музыкальными картинками нескольких композиторов, однако, изображены в них одни и те же герои — сказочные гномы. А кто такие гномы? (Ответы детей.)
Педагог. Вы правы: это маленькие, вымышленные человечки, которые живут в сказочных лесах или подземельях. Мы услышим сначала зарисовки двух композиторов: норвежского — Эдварда Грига, и русского — Модеста Петровича Мусоргского. Жили они, как вы понимаете, в разных странах, воспитывались в разных традициях, читали разные сказки в детстве. А как же они расскажут нам о жизни подземных жителей в своих музыкальных картинках? Давайте слушать. (Звучит пьеса «В пещере горного короля. Шествие троллей» Э. Грига. После её исполнения дети высказывают свои впечатления.)
Педагог. Да, музыка тревожная, суровая, резкая. А, как вы думаете, она звучит всё время одинаково или в ней что-то меняется по мере звучания? (Дети прослушивают пьесу ещё раз и рассуждают.)
Педагог. Музыка меняется от уныло-суровой в начале, до мощной, энергичной, беспокойной — к завершению. Какими вы увидели подземных жителей? Чем, по-вашему, они занимаются в своих подземных лабиринтах? (Ответы детей.) Композитор, рассказывая о гномах, изображает подземное царство — мрачное, суровое. Мы слышим, что эти сказочные жители заняты каким-то тяжёлым делом. Я вижу, как целое семейство трудится день и ночь. Работа у них слаженная, энергичная. Может, гномы ищут клады, может быть, заняты строительством горных пещер или подземных лабиринтов, работая топорами, кирками, лопатами? Музыка звучит с нарастающим напряжением и в темпе (от медленного к быстрому) и в динамике (от почти тихого звука к громкому, крикливому). Такая музыка внушает нам, что нужно быть смелыми, дружными, не бояться трудностей и неудач, уважать себя и своих друзей за это. А давайте оживим эту картинку? Вы можете показать, как, сутулясь в подземелье, эти человечки роют землю, переносят тяжести, строят стену из камней, постепенно ускоряя свою работу? (Исполняется танцевальная импровизация «Гномы трудятся».)
Педагог. Молодцы, артисты! Мы увидели, как дружно шла работа, как гномы помогали и поддерживали друг друга, когда музыка усиливала своё звучание. А теперь познакомимся со второй картинкой-миниатюрой. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский, побывав на выставке работ художника Гартмана, решил запечатлеть всё, что увидел в своих маленьких музыкальных зарисовках. «Картинки с выставки» — так он назвал этот альбом. Мы послушаем сегодня пьесу «Гном». Как же здесь создан образ подземного жителя? (Звучит пьеса «Гном» М. Мусоргского.)
Педагог. Что вы услышали? О чём рассказала вам эта музыка? (Ответы детей.) Композитор на картинке с таким названием видел изображение ёлочной игрушки в виде гнома. Но в его музыке мы слышим образ совсем не праздничный. Я представляю себе, как этот сказочный герой — ожесточённый, суровый и в то же время жалкий, испуганный — перебирается в своих потаённых переходах, где мелькают чьи-то тени, где нет ни одного лучика света, где никто и никогда не слышал птичьего пения, не чувствовал свежего дуновения ветерка. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего-то боится, то начинает охать и стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Мелодия то оживлённо стремится вперёд, то резко останавливается, то звучит одиноко, то многоголосно, и, кажется, что герой не очень уверен в себе, в своих силах. Хочется верить, что гномик пройдёт свой трудный путь и выберется туда, где сияет солнце и его ждёт счастье.
Педагог. А сейчас нас ждёт ещё одна музыкальная встреча. Мы не пойдём больше в подземелье, а отправимся в лес. (Дети слушают фрагмент песни «Пёстрый колпачок» Г. Струве.) Как вы думаете, судя по музыке, можно предположить, что эта история случилась в тёмном дремучем лесу, в трескучий мороз, и события там были безрадостные? (Ответы детей.) Конечно же, это совсем другая история! Давайте дослушаем её до конца. (Педагог включает песню и приглашает детей к обсуждению её содержания и настроения.)
Педагог. Смешной добрый гномик штопает свой колпачок, весело распевая песенку. Он живёт в лесу, среди красивой природы, его окружают друзья, и ему нечего бояться. Но гномик всё равно не позволяет себе лениться и бездельничать, а находит радость и удовольствие в простых повседневных заботах. Оказывается, безделье удручает, а любимая работа — веселит и помогает радоваться жизни.
Педагог. Вот мы и познакомились с жизнью сказочных героев. У всех она разная и вызвала у нас разные впечатления, разные чувства. Предлагаю вам всё, что запомнилось, понравилось в музыке, выразить в своих картинах. Проанализируйте эти истории и постарайтесь подобрать нужные краски и способы воплощения.
Александра Кукушкина, музыкальный руководитель
ДОУ №1415, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Друзья с искусственным интеллектом
- Семейный портал 7-я.ру
- Baby Annabell – любимая кукла моей дочки
- Спасибо прадеду за эту Победу!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии