"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Изразцы
Творческая деятельность с детьми подготовительной группы
Образовательные задачи:
- знакомить с историей производства изразцов;
- расширять представления детей о народном искусстве;
- развивать навыки рисования узоров;
- продолжать знакомить с образцами народного прикладного творчества;
- учить кистевой росписи;
- вызывать желание создать свои варианты эскизов изразцов;
- закреплять представления о жанрах живописи, узорах.
Воспитательные задачи:
- развивать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду на примере русских народных сказок;
- показывать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством;
- формировать у детей умение работать в мини-коллективе, договариваться и планировать работу;
- воспитывать волевые качества ради успеха общего дела;
- обогащать словарный запас.
Предварительная работа: подбор фотографий, слайдов; подбор пословиц о труде, о трудолюбии; тонирование бумаги; чтение детям сказки «По щучьему велению»; толкование и разучивание пословиц о труде; проведение занятий, на которых дети работают в парах: «Русские матрёшки», «Витражи», «Зоопарк», «Зонтики», «Рукавички и носки», «Чайная пара»; проведение беседы о преимуществах коллективного труда.
Материалы и оборудование: печные изразцы, фотографии печей, облицованных изразцами, фотографии современных изразцов, фотографии старинных изразцов из коллекции Музея Москвы, эскизы росписи изразцов, рисунки детей за предыдущие годы. Краска акварель, гуашь, пастель масляная, кисти круглые; бейджики с именами участников «Мастер …» разных цветов для каждой пары; тряпичная кукла Емеля.
Весь материал можно разделить на два занятия:
- Рассказ про Емелю. Демонстрация и обсуждение печей с изразцами, изразцов.
- Закрепление информации, услышанной на предыдущем занятии. Более пристальное рассматривание сюжетов, выбор своего варианта для рисования. Продуктивная деятельность. Если есть возможность изготовить макет печи, то можно украсить её рисунками детей.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Смотрите, сегодня у нас в гостях Емеля. Помните, как он обрадовался, когда печь сама за водой пошла? Да недолгой была радость Емели – быстро остыла его печь, перестала быть тёплой. Говорил ему батюшка: «Облицуй печь! Обложи изразцами, как у деда с бабкой». А Емеле то некогда, то неохота. Ведь столько дел с этими изразцами.
Педагог: Летом поплавать хочется, а надо глину собирать да на деревянные настилы раскладывать, чтоб она высохла. Оооох! А потом тяжёлым деревянным кряжем с ручками разбить-растолочь её да просеять через сито. Сиди, пыль глотай! После промыть от камушков и мусора водой холодной. Бррр! Затем глине этой дать отстояться, осесть в воде на дно, воду слить аккуратно. Да и выложить глину в форму. Ой-ой-ой! Высохнет глина в форме – тащи её в печь обжигать, да не один раз, а 4-5, не то потрескается глина, насмарку пойдёт весь твой труд. После того как остынет – обмажь изразец олифой, маслом подсолнечным. Да и расписать надо будет для красоты. О-хо-хо! Вот после этого всего печь и утепляй-облицовывай своими изразцами. Нет! Емеля говорит: «Лучше лягу я на печи да буду есть калачи!».
Педагог: А что бы вы посоветовали Емеле? Какие вы знаете советы, пословицы для таких работников?
Дети:
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без труда нет добра.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Работай смелее-будешь жить веселее.
- Была бы охота-наладится всякая работа.
- Делу время-потехе час.
- У ленивого Федорки всегда отговорки.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Дело мастера боится.
- Не место красит человека, а человек место.
- Работать спустя рукава.
Педагог: Ребята, а вы какую выбрали бы печь – с изразцами или простую побелённую? (Дети рассматривают фотографии изразцовых печей. Отвечают на вопрос педагога.)
Педагог: Печь, покрытая изразцами, дольше сохраняет тепло. Такую печь легко содержать в чистоте, она красива, украшает жилище. (Дети рассматривают коллекцию изразцов, их конструктивные особенности. Слушают уточнения педагога, рассматривают фотографии.)
Педагог: Посмотрите на эти изразцы. Царь Пётр повелел делать гладкие белые изразцы с синим глазурованным рисунком. На что похожи печи, украшенные такими изразцами? (Некоторые печи выполнены в форме башенок, дворцов, похожи на торт, замок.) Печи разные, но назначение у всех одинаковое – согревать и готовить пищу. Как вы думаете, а сейчас изразцы используют? (Ответы детей.)
Педагог: Верно, можно камин облицевать изразцами, а можно просто красивый изразец на стену повесить как картину или всю стенку выложить ими. Да и печи используют люди в сельской местности.
Педагог: Как вы думаете, почему у этих квадратиков такое название? Изразец – это нечто изрезанное, обработанное. Умельцы вырезают специальные деревянные формы – короба для заливки глиной. На дне прорезают рисунок. Поэтому на глине получается отпечаток в виде выпуклого рельефа. Праславянское слово «речь-резь» означает «проводить черту». Расписывают изразцы глазурью или эмалью. (Дети рассматривают изразцы.) Обратите внимание, изразец очень тяжёлый. С обратной стороны вы видите специальные отверстия для надёжного крепления металлическими стержнями.
Педагог: Давайте поможем Емеле – придумаем и нарисуем изразцы. А чтобы вам было легче, рассмотрим фотографии изразцов. Какие знакомые сюжеты вы видите? (Ответы детей.) А узоры, орнаменты могут быть изображены? Почему так всё красиво? Откуда у художников идеи? Что окружает человека? (Ответы детей.)
Педагог: Верно. Природа вдохновляет человека, дарит идеи. Работать вы будете, объединившись в пары. (Пары формируются заранее. Выбирается цвет бейджика и пишется имя мастера.) Вы вместе с партнёром выбираете фон изразца, придумываете сюжет, подбираете краски. Пара мастеров старается изобразить сюжет одинаково. (Дети, выбрав фон, приступают к рисованию. По окончании работы бригады демонстрируют свои изразцы, рассматривают и оценивают работы других мастеров.)
Надежда Тислова, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа № 1374 с углублённым изучением английского языка
Дошкольный филиал «Маленькая страна», г. Москва
Рекомендуем почитать
- О Серёже, который познаёт мир
- Бесплатный журнал для всех, кому небезразлично, во что играют дети!
- Чудо-домики от ТМ «Чудо-Дерево»
- Электронная коммерция или бизнес на новом уровне
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии