"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Ветер – это движущийся воздух
Конспект занятия с экспериментированием для детей подготовительной группы
Цель: познакомить с природным явлением «ветер».
Обучающие задачи: помочь установить взаимосвязь между изменением ветра и погоды; научить определять направление движения воздуха на основе наблюдений.
Развивающие задачи: развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: 3 мольберта, фен.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дня; карточки с цифрами 1, 4, 7, 10; флюгер; картинки с изображением дерева при различной силе ветра; листы бумаги формата А3; парашют.
Раздаточный материал: картон 15х20 см.; бумага формата А4 для рисования, фломастеры, восковые мелки; бумага формата А5 разной плотности; куски полиэтилена 15х15 см с прикрепленными по углам нитками длиной 20 см., пластилин, машинки из Киндер сюрпризов.
Предварительная работа: изготовление веера из бумаги и игра с ним; наблюдения за движением облаков.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, этот невидимка есть в доме и на улице, никто его не видит, но все ощущают. И всем он очень нужен. (С помощью наводящих вопросов дети с ЗПР называют воздух. По предложению педагога они машут листами картона, чтобы почувствовать движение воздуха, и делятся впечатлениями.)
Воспитатель: Вспомните, веер помог нам почувствовать воздух? (Дети говорят о своих ощущениях при игре с веером.) Воздух мы можем почувствовать, только когда он движется. Кто из вас на улице ощущал движение воздуха? (Дети рассказывают о своих ощущениях.) Ребята, каким бывает ветер?
Дети: Ветер может быть сильный, холодный, слабый или тёплый.
Воспитатель: Что происходит, когда дует лёгкий ветерок.
Дети: Когда жарко, ветер обдувает лицо и делает приятно. Листья на деревьях чуть-чуть качаются. Когда ветерок маленький, то не холодно.
Воспитатель: Что происходит при сильном ветре? (Педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дня.)
Дети: Качаются листья и ветки на деревьях. Ветер сдувает листья. Наклоняются цветы и трава. Ветер раздувает пыль. Неприятно, когда он дует в лицо.
Воспитатель: Отгадайте загадку: пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе.
Дети: Это облака. Облака плывут по небу. Когда ветер, облака плывут быстро.
Педагог: Сильный ветер может пригнать и тёмные тучи. Что тогда произойдёт?
Дети: Солнце спрячется за тучу. Из тучи пойдёт дождь или снег.
Педагог: Правильно, погода изменится. Сила ветра может быть разной. Если от ветра на деревьях шевелятся не только листья, но и ветки, то говорят, что это ветер в 4 балла. (Здесь и далее педагог выставляет соответствующие картинки и цифры.) Если ветер сильно качает ветки и гнёт ствол дерева, то это ветер в 7 баллов. Если мы совсем не замечаем и не чувствуем ветер, то это ветер в 1 балл. Ветер может быть очень сильным. Такой ветер ломает деревья, срывает с домов крыши, обрывает электрические провода. Это ветер в 10 баллов. Какой ветер сильнее — в 4 балла или в 7 баллов?
Дети: Ветер в 7 баллов сильнее. Он гнёт деревья.
Педагог: Вы сейчас будете деревьями. Встаньте и поднимите вверх свои руки-ветки. Я буду называть силу ветра и показывать цифру, а вы покажете, что при этом с деревьями происходит. (Педагог последовательно показывает цифры 4, 1, 7, 4, 1, 4, 7, 1. При силе ветра в 1 балл дети стоят неподвижно, при ветре в 4 балла они плавно качают вверху руками, при ветре в 7 баллов наклоняются в разные стороны.)
Педагог: Можно узнать, откуда дует ветер. Для этого есть прибор флюгер. По его стрелке определяют направление ветра. (Педагог демонстрирует макет флюгера.) Давайте дружно дунем и понаблюдаем за стрелкой. (Дети вместе с педагогом дуют на флюгер в одном направлении.)
Педагог: Куда показала стрелка флюгера? Откуда дул ветер? Куда будут наклоняться ветки дерева? Сейчас вы будете рисовать дерево, на которое дует ветер. На мольбертах прикреплены лист бумаги и карточка с цифрой. Цифра показывает силу ветра. Нарисуйте дерево так, чтобы было понятно, откуда и как сильно дует ветер. (Трое детей по желанию выполняют задание и поясняют, что означает сила ветра в баллах. Затем все дошкольники рисуют за столами.)
Педагоги: Перед вами разная по толщине бумага, пощупайте её. Что произойдёт, если поднять эти листки высоко над головой и отпустить? (Дети экспериментируют и наблюдают.)
Дети: Листки тонкой бумаги опускаются медленнее, чем другие.
Педагог: Вы видели, как плавно опускаются эти бумажные листки, их поддерживает воздух. Теперь сомните листки, сделайте комки бумаги. Попробуйте поднять их вверх и отпустить. Что происходит? Поддерживает воздух бумажные комки? (Дети сминают бумагу в комки, экспериментируют и наблюдают.)
Дети: Комки бумаги падают быстро, воздух их не поддерживает.
Педагог: Люди заметили, что воздух поддерживает лёгкие, тонкие большие листы бумаги, и придумали парашют. (Педагог выставляет картинку с изображением летящего парашюта.) Настоящие парашюты делают из тонкой лёгкой шелковой ткани, к краю этой ткани пришиты верёвки-стропы. К ним и прикрепляют груз. Перед вами куски полиэтилена с нитками по углам. Из них мы сейчас сделаем парашюты, они будут опускать вот эти маленькие машинки. Нужно соединить концы ниток. (Дети собирают кончики ниток, скрепляют их пластилином и прикрепляют машинки.)
Педагог: У всех готовы парашюты? Теперь аккуратно возьмём парашют за купол, поднимемся повыше и отпустим. (Дети поднимаются на банкетку, отпускают парашюты, наблюдают за ними и делятся впечатлениями.)
Педагог: Теперь ещё раз поднимите парашюты и отпустите их, а я в это время с помощью фена сделаю ветер. (Дети отпускают парашюты. Струёй воздуха их относит в сторону.) Что произошло с парашютами?
Дети: Они улетели в сторону. Ветер дул, и они улетели.
Педагог: Так бывает, кода сильный ветер дует и на настоящий парашют. Он отлетает в ту сторону, куда дует ветер.
Надежда Субботина, воспитатель
ГБОУ Школа № 953 Д/о № 3, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии