"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
В поисках Зимушки-зимы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен для проведения в подготовительной к школе группе, где закрепляются знания детей о зимних приметах, свойствах снега, жизни диких животных в зимний период. С дошкольниками проводится опытно-экспериментальная деятельность, где дети узнают, почему земля не мёрзнет под снегом, и в каких условиях снег быстрее тает.
Образовательные задачи: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; закрепить знания о сезонных изменениях в природе и образе жизни животных, знания о разделении животных по типу питания на травоядных и хищных, о зимующих птицах и зимних развлечениях; создать условия для детской исследовательской деятельности.
Развивающие задачи: способствовать развитию зрительного, слухового внимания и восприятия, логического мышления, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, чувство эмпатии к родной природе, сопереживание, желание помогать.
Оборудование: запись звучания вьюги, снежок-игрушка, картинки с изображением животных средней полосы и зимующих птиц, кормушка, блюдце, прозрачный стакан, шарф, варежка, свечка, мольберт, карточка с письменными заданиями, карандаши.
Предварительная работа: беседа о зиме, зимующих птицах, жизни животных зимой, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой и птицами на прогулках.
Ход деятельности
(Дети с воспитателем заходят в группу, делают круг на ковре.)Воспитатель: Собрались ребята в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (Звучит музыка вьюги.)
Воспитатель: Ой, что это за шум такой, на что похож?
Дети: Это бушует вьюга.
Воспитатель: И правда, это Зимушка-зима приглашает нас к себе в гости. А снежок покажет нам дорогу. (Воспитатель бросает снежок. Дети «попадают» в зимний лес и подходят к зимней ёлочке.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на ёлочке висит снежинка. Это непростая снежинка, на ней задание от Зимы. Назовите, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Назовите признаки зимы?
Дети: Холодно, морозно, идёт снег, зимой бывают метели, на улицах скользко.
Воспитатель: Посмотрите, здесь под сугробом Зима приготовила нам сюрприз. Давайте посмотрим, что это. Да это же карточки с изображениями животных. (Воспитатель раздаёт карточки.)
Воспитатель: Ребята, а по способу питания на какие группы можно разделить животных?
Дети: На травоядных и хищников.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте разделимся на две группы: справа от меня встаньте дети, у которых карточки с изображениями хищных животных, а слева те, у кого травоядные животные. Назовите своих животных. Например, у меня заяц – травоядное животное. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Хорошо, а кто догадается, зимой этих животных на какие ещё группы можно разделить?
Дети: Животные, которые впадают в спячку, и те, кто не впадает.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, животные, которые не впадают в спячку, как-то готовятся к зиме?
Дети: Запасают еду, меняют шубку, готовят жилище.
Воспитатель: Как много вы знаете о жизни животных зимнего леса! Думаю, Зимушка будет довольна. Снежок предлагает нам продолжить наше путешествие. Как вы думаете, ребята, есть польза от снега? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ваши мнения разделились, как же нам узнать, чего больше – пользы или вреда от снега. (Ответы детей.) А вы знаете, даже животные в лесу спорят об этом. Давайте посмотрим интересный фильм на эту тему. (Просмотр небольшого видеофильма о пользе снега.)
Воспитатель: Так как вы думаете, ребята, есть польза от снега? (Ответы детей.) Вы обратили внимание, как мышка называла снежный покров?
Дети: Снежное одеяло.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам на опыте убедиться в том, что снег помогает сохранять тепло. Ведь не зря про него говорят: «Одеяло бело, всю землю одело». (Проводится опыт с двумя небольшими рыхлыми снежками.)
Воспитатель: Зачем человек надевает зимой шубу?
Дети: Чтобы было тепло.
Воспитатель: Но ведь шуба не горячая, почему в ней тепло? (Ответы детей.) Потому что шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод. А снег защищает землю от мороза, не подпуская холод.
Воспитатель: Итак, ребята, мы убедились, что снег действительно можно называть одеялом, которое не даёт замёрзнуть земле. А теперь снежок предлагает нам немного поиграть. (Музыкальная физкультминутка «Зимушка-зима».)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда привёл нас снежок. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Посмотрите, у каждого лист с заданием. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие. (На столе стоит кормушка.)
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: Чтобы зимой птиц кормить.
Воспитатель: Почему их нужно кормить?
Дети: Зимой птицам тяжело добывать корм. В морозные, снежные зимы птицы из лесов прилетают ближе к людям в поисках пропитания.
Воспитатель: Каких птиц можно увидеть зимой в нашем городе?
Дети: Снегирь, синица, клёст, воробей, ворона, сорока, щегол и другие.
Воспитатель: Давайте проверим, всех ли птиц мы назвали. (Педагог показывает картинки с изображениями зимующих птиц на мольберте.) Я предлагаю вам наполнить кормушку, а потом на прогулке угостить птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь ещё одна снежинка от Зимушки-зимы. (Воспитатель читает.) Спасибо, ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями о зиме, о пользе снега, заботой о птицах. Обязательно поделитесь своими знаниями с друзьями, чтобы как можно больше людей помогали животным и птицам зимой.
Воспитатель: Кому вы расскажете? С кем поделитесь своими знаниями? (Ответы детей.) А что вы сделаете потом?
Дети: Повесим кормушки для птиц около дома и будем постоянно подсыпать туда корм.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами заниматься. Посмотрите, под ёлочкой интересный сугроб, из него что-то выглядывает. Сейчас посмотрю, что же там. Это Зимушка-зима приготовила вам ещё один сюрприз. (Показывает корзинку с угощениями – зефир «Снежные комочки».) До свидания!
Светлана Бикмухаметова, ст. восп.,
Елена Ермакова, воспитатель,
МАДОУ «ЦРР-Д/с № 54», г. Салават, Респ. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Детские развивающие игры об окружающем мире
- Мастерская Сереброва
- "Материнство и детство. 2019"
- Интернет-магазин игрушек
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии