"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Устаревшие слова
Логопедический досуг, приуроченный ко дню рождения писателя В.И. Даля, часть проекта «Путешествие в страну устаревших слов»
Цель: коррекция и развитие связной устной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать словарь по теме;
- учить интонационно-выразительным средствам языка;
- учить обобщать слова по признакам;
- учить подбирать родственные слова;
- учить находить устаревшие слова в тексте;
- учить объяснять значение устаревших слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать чувства патриотизма на примере литературных произведений;
- развивать мелкую моторику рук, общую моторику и координацию движений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать эстетическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста;
- побуждать воспитанников к активности на занятии;
- вызывать заинтересованность к теме занятия.
Материалы и оборудование: мультимедиа, ширма, ларь, лапти, светящийся шар, куклы лисы и медведя.
Ход занятия
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Ну что ж, сегодня мы отправляемся путешествовать в страну устаревших слов. (На экране появляются слайды.)
Свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.
Учитель-логопед: Почему мы не можем до конца понять этот текст? (Есть непонятное слово – ларь.) А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей.)
Учитель-логопед: Ларь – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Устаревшее слово – старое, старинное, так говорили в старину. В ларях хранили муку, зерно, овощи (мучной, зерновой, овощной лари).
Учитель-логопед: Как ласково назвать ларь? (Ларчик.) Как ещё можно назвать ларь? (Ларец.) А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.) Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.) Что произошло с предметом? (Он исчез.) А что произошло со словом? (Оно устарело.)
Учитель-логопед: Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими. (Дети формулируют определение.) Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с устаревшими словами и учиться объяснять их значение для того, чтобы лучше понимать смысл текстов, рассказов, стихотворений.
Учитель-логопед: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина.
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
Учитель-логопед: Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет.) Почему? (Есть устаревшие слова.) Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок.) Объясните, почему они устаревшие. (Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.) Посмотрим на эти предметы. (На экране появляются слайды.)
Учитель-логопед: Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Учитель-логопед: Кто же такой ямщик? Ямщик – человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых лошадях. Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему в четверостишии Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.) Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии? (Ответы детей. Тематическая физкультминутка.)
Учитель-логопед: Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре.) Существует замечательный словарь, в котором можно найти значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович Даль – писатель, врач.
Родился Владимир в Луганске 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. (Демонстрируется словарь В.И. Даля.)
Учитель-логопед: Вам знаком этот писатель? (Мы читали его произведения.) Сегодня мы познакомимся с произведением В. Даля «Лиса и медведь». Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить непонятные слова. (Слайд. Кукольный спектакль по сказке В. Даля «Лиса и медведь».)
Учитель-логопед: Ребята, какие непонятные слова вы услышали в сказке? (Кадочка, ветошка, сенцы, жиличка, промышлять. Объяснение значений этих слов.)
Учитель-логопед: Ну что же, мы учились вместе находить в тексте устаревшие слова, выяснили значение всех устаревших слов. Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно. Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее». (На слайде кеды, босоножки, лапти, кроссовки.) Что объединяет эти слова? (Значение обувь.) Какое «лишнее»? (Лапти.) Почему? (Устаревшее.) Почему оно устаревшее?
Дети: Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь. (Слайд пальто, плащ, шуба, кафтан.)
Учитель-логопед: Как можно назвать одним словом? (Одежда.) Какое слово лишнее? (Кафтан.)
Учитель-логопед: Ушат, утюг, коромысло, ухват. Кто догадался: какой предмет лишний? (Ответы детей.) Правильно, утюг. Почему? (Это слово мы используем и сейчас.)
Учитель-логопед: Ребята, какие слова называются устаревшими? Какие устаревшие слова вы запомнили сегодня на занятии? Назовите их.
И играли, и учились,
А сейчас уже пора
Отдохнуть вам детвора.
Оксана Балакина, учитель-логопед
Аурика Алексашина, учитель-логопед
ГБОУ Лицей №1367 ДО 1, ДО 3, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии