"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Удивительные открытия
Ребёнок дошкольного возраста по своей природе экспериментатор и исследователь. Он всё хочет знать, ему всё интересно. У детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных потребностей. Для того чтобы удовлетворить их, дети применяют различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт, слово, т.е. объяснения и рассказы старших. Огромное значение для развития познаний детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.). Для этого они должны обладать рядом исследовательских умений и навыков, которые помогут им ответить на все интересующие их вопросы. Существует ряд исследовательских умений: находить проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезу, определять понятия, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, защищать свои идеи.
Наиболее эффективным методом развития исследовательских умений и навыков у дошкольников, на наш взгляд, метод проектов. В основе метода проектов лежит идея о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, нацеленной на результат, который можно достичь в процессе совместного участия в поиске решения проблемы, как воспитателя и детей, так и родителей. Под решением проблемы подразумевается работа над проектом, в ходе которой ребёнок может применить необходимые знания, умения и навыки, и в итоге достигнуть определённый результат.
При грамотно спланированной работе дети старшего дошкольного возраста достаточно быстро учатся формулировать проблему, которую необходимо разрешить, выдвигать гипотезу, определять цель, составлять план выполнения работы, экспериментировать, делать выводы и обобщения. В ходе работы над проектом ребёнок не только получает знания от воспитателя, а становится исследователем, при этом созданные педагогом условия помогают ему самостоятельно найти ответ на свой вопрос.
Тема проекта должна отталкиваться от интересов детей. Идея состоит в том, что с большим увлечением ребёнок выполняет только ту деятельность, которая выбрана им самим свободно. Педагог так же может выбрать тему из раздела образовательной программы, при это подвести ребёнка к её выбору так, что он будет считать его своим.
С проектной технологией я познакомилась 10 лет назад, реализуя проект «Древо моей семьи». За эти годы было много проектов, в том числе экологической направленности, которые представляла на городском уровне и убедилась, что эта технология не только может, но и должна применяться в детском саду. Сегодня я остановлюсь на четырёх самых ярких долгосрочных проектах, которые вошли в мой опыт работы и которые мы с ребятами представляли на городских мероприятиях.
Познавательно-исследовательский проект «Мусор планете не к лицу»
Каждый раз во время прогулки ребята нашей группы принимали участие в уборке территории своего участка и постоянно у них возникали вопросы: «Откуда берётся столько мусора?», «Куда отвозят мусор?» и т.д. Чтобы ответить на эти непростые вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали данный проект. В результате мы узнали:- какие бытовые отходы разлагаются быстрее всего;
- с помощью каких фильтров можно очистить воду;
- смогли самостоятельно изготовить бумагу из вторсырья;
- научились различать различные виды отходов;
- познакомились с электронным конструктором «Знаток» и узнали, из чего можно производить энергию для автомобилей, в результате чего они перестанут загрязнять окружающую среду выхлопными газами;
- изучили основной способ борьбы с ТБО;
- нашли варианты использования некоторых отходов в игровой и практической деятельности (поделки, игрушки, пособия и т.д.);
- создали стенгазету «Лучшая мусорная свалка нашего города»;
- изготовили листовки с призывом охранять окружающую среду и раздали их жителям города.
Познавательно-исследовательский проект «Овёс – от зёрнышка до толокна»
Данный проект реализовывался на протяжении трёх месяцев. Вместе с детьми мы имели возможность наблюдать весь долгий путь овса – от зёрнышка до толокна, узнали, сколько труда вложено людьми разных профессий, чтобы продукты из этого зерна попали к нам на стол. Дети изучили и закрепили различные представления об овсе. Мы с ребятами вырастили овёс, при этом вели дневник наблюдения, в котором фиксировали все стадии развития растения, изготовили лэпбук на тему «Злаки», с помощью родителей группы создали макет мельницы, из выращенного овса молотили муку, замешивали тесто и пекли печенье. В течение этого времени дети познавали мир, делали открытия, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт, а также защищали этот проект на городском фестивале детских исследовательских проектов «Я познаю мир».Познавательно-исследовательский проект «Царство вулкана»
Тема была выбрана, исходя из интересов детей. Рассматривая энциклопедии, дети заинтересовались вулканами. А так как знания детей об этом природном явлении оказались очень скудными, то было принято решение о создании именно этого проекта. В течение месяца дети с родителями и педагогами искали и изучали информацию о вулканах, рисовали их, а также смастерили макет вулкана из солёного теста. Ребята вместе с педагогами научились из соды и лимонной кислоты делать извержение вулкана.Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир камней»
Так как наш детский сад занимается инновационной работой по музейной педагогике, то я разработала проект «Удивительный мир камней» с использованием музейной технологии. Однажды, во время прогулки, дети нашли необычный камушек. При этом кто-то из детей был очень этому рад и проявил интерес к такой находке, кто-то просто предложил его выбросить. Я поинтересовалась у ребят: «Откуда же взялся камень?». Одни дети говорили, что это кусочек метеорита, другие, что такие камни привозят с магазина грузовые машины. Мнения разделились. Проведя беседу с детьми, я выяснила, что их знания об образовании камня незначительны. Таким образом, появилась проблема: «Откуда же берутся камни?», «Есть ли от них какая-то польза?». Так возник проект «Удивительный мир камней». Ребята увлечённо включились в поисковую деятельность, отыскивая с помощью взрослых всевозможную информацию о камнях. Практически у каждого ребёнка нашёлся его любимый камень или какое-либо декоративное изделие из камня. Дети принесли их в группу и поделились новой, приобретённой информацией. В дальнейшем совместно с детьми и их родителями был создан мини-музей «Мир камней».Открытие, сделанное ребёнком самостоятельно, самое лучшее! Только действуя самостоятельно, ребёнок может научиться находить информацию, используя разные способы и применять эти знания для создания новых объектов деятельности.
Галина Мальцева, воспитатель
МБДОУ ПГО «Детский сад № 49
общеразв. вида», г. Полевской
Рекомендуем почитать
- Новинка – двусторонние планшеты!
- Внимание, конкурс!
- Игрушечный каламбур
- Амигуруми – больше, чем просто игрушка
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии