"Игры и Игрушки" №2-2020
Так ли важна профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников?
На первый взгляд, сложные слова для простого обывателя «дисграфия» и «дислексия» означают трудности в усвоении букв, смешении и замене звуков, «соскальзывании» с одной строчки на другую, зеркальном чтении и письме. И профилактику нужно начинать уже в дошкольном возрасте, формируя и развивая у детей память, внимание, мелкую моторику, логику.
Если родители занимаются малышом с самого рождения, играют в развивающие игры – настольные, спортивные, дома и на улице, постоянно общаются с ребёнком, то вероятнее всего проблемы чтения и письма не будет. В помощь родителям можно привести ряд игр, которые способствуют развитию речи, внимания, зрительного и фонематического восприятия.
Игры и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия:
- Поиск правильно написанной буквы. Допустим, нужно среди ряда букв найди все буквы «А» и подчеркнуть их. В другом задании – найти все буквы «Б», обвести их в кружок, и так далее.- Угадывание предмета по отдельным деталям. На картинке нарисована половина вазы, домика, мишки или кораблика. От ребёнка требуется угадать, что это и дорисовать рисунок.
- Прохождение лабиринтов. Лабиринты бывают как для малышей 3-4 лет, так и для детей школьного возраста. Начать можно с простого. Например, на картинке нарисованы мама, папа и дочка. Ребёнку нужно определить, кому их них какой шарик принадлежит, а затем раскрасить картинку. Дальше можно давать более сложные лабиринты. Для развития чтения это очень полезно. Одной из методик скорочтения, а также профилактики дислексии считается именно игра с прохождением лабиринтов.
Примеры игр, способствующих развитию зрительной памяти:
- «Найди отличия». Сравнение картинок, букв или цифр, и нахождение в них отличий. На просторах Интернета вариантов этой игры бесчисленное количество. Вам остаётся лишь распечатать картинки и дать их своему ребёнку.- Восстановление заданного узора (буквы) с помощью палочек, крупы, фишек. Особенно хорошо происходит запоминание букв с помощью рисования пластилином. Ребёнок пальчиком размазывает по картону пройденную букву. Таким образом, идёт запоминание и различение буквы среди других. Особенно хорошо делать это сразу в правильном цвете: гласные – пластилином красного цвета, согласные – синим.
Игры для развития ориентирования в пространстве:
- Ориентируемся в собственном теле. От ребёнка требуется научиться называть и показывать верхние и нижние части тела на рисунках, затем на себе перед зеркалом, и после этого – по памяти.- Ориентирование на листе бумаги. Рисование геометрических фигур, букв, любых предметов в заданной части листа – верхней, нижней, справа, слева, в центре.
- Игра «Горячо-холодно». Нахождение предмета в заданном пространстве. Задача родителей – спрятать предмет, затем направлять ребёнка, куда ему двигаться.
Упражнения для развития зрительно-моторных и графо-моторных навыков:
- Прописи для малышей. Обводим по пунктиру овощи, фрукты, различные фигуры. Для детей подготовительной группы - более сложные геометрические фигуры, буквы.- Штриховка в различных направлениях. Можно штриховать буквы, фигуры, картинки с любимыми героями из мультфильмов, машинки, пейзажи – в общем, кому что нравится.
- Рисование, раскрашивание картинок. Сейчас множество Интернет ресурсов даёт возможность бесплатно найти раскраску на любую тему - по сказкам, мультфильмам. Давайте детям раскрашивать, это тренирует руку к письму.
Развитие фонематического восприятия уже обсуждалось в предыдущем номере. И это тоже немаловажная составляющая по профилактики дисграфии и дислексии. Играйте со своими детьми в настольные игры-ходилки, игры со словами (например, «Эрудит» или «Соображарий»), в «Испорченный телефон». Это весело и интересно. Всё в ваших руках! Учитесь и развивайтесь с удовольствием!
Учитель-логопед Палочкина Марина Юрьевна
ГБОУ Школа №460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Интеллектуальный тренажёр «Игровизор»
- Кукла Мia – кукла, похожая на девочку!
- Кукла Миа – кукла, похожая на девочку!
- Классные игрухи – такие отзывы вдохновляют меня не бросать моё дело…
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии