"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Сказочная этнодидактика
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Воспитатели находятся в постоянном поиске новых нетрадиционных форм работы по взаимодействию с семьёй: родительские гостиные, поэтические и музыкальные вечера на темы: «Осенний вальс», «Семья: с войны до наших дней», «Семейные традиции, реликвии», открытый показ этнозанятий, досугов, прогулок с проведением народных игр с целью информирования родителей о тематике занятий, успехах и достижениях детей на каждом возрастном этапе; семейные посиделки в музее «Лукошко».
В дошкольных группах педагогами ГБОУ «Школа № 158» проводились этнозанятия в игровой форме, дети получали конечный продукт творческого процесса в виде, наиболее приближённом к натуральному. В играх-занятиях с девочками они делали упор на знакомство с тканями, рукоделием, ведением хозяйства, кулинарией, месили тесто, пекли пироги. Девочки имитировали плетение вологодских кружев, вышивали, собирали бусы, делали куклы. Мальчики знакомились с деревянным зодчеством, строительством из дерева, свойствами материалов, кузнечным и гончарным промыслами. Мастера (Данила – плотник, Гаврил – кузнец) приходили к детям неоднократно: познакомили со всеми инструментами (ручными, электрическими), показали их в действии; познакомили с зодчеством России, с каменным строительством, с профессиями: каменщик, кровельщик, маляр, архитектор, познакомили с архитектурой и историей Москвы через каменное зодчество.
Идея организации детско-родительских проектов возникла в рамках организации родительского клуба «Дошкольная академия» с целью приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Все созданные проекты, их тематика, разнообразная деятельность были основаны на этнодидактике. Очень ярко, интересно получались проекты, основанные на сказочной дидактике.
Через сказку мы показываем детям глубокий нравственный смысл жизни, поэтичность русского языка, отражение в ней национального характера, мировосприятия. Сказка развивает у детей словесное творчество, образное мышление, формирует целостное представление о мире. Через сказку педагоги учат детей наблюдать, задавать вопросы и вести беседу, проводить собственное исследование объектов и пространства сказки: старинных натуральных и сказочных предметов, находить их аналогии в современном мире. Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, без нравоучений. Эта модель (идеал) закрепляется в философии народного воспитания, во всех ритуалах и обрядах, народных играх и праздниках, народном художественном творчестве. В этой модели в сжатом виде заложена азбука поведения, идеал взаимоотношений человека с миром, гармонизирующие, устанавливающие равновесие человека и природы, человека и социума. Эта модель концентрирует в себе систему духовно-нравственных ценностей народа, систему миропонимания и систему нравственного поведения.
Сказку педагоги пытались объединить с нашей повседневной жизнью и, особенно, с игрой. Драматизации, разные виды театра, использование сказочной атрибутики в занятиях, играх и режимных моментах. В сказках сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Дети через сказку получают уникальную возможность «выплеснуть» свои переживания, а «не хранить» их в себе, что имеет арт-терапевтический эффект.
В течение нескольких лет в детском саду были представлены детско-родительские проекты на темы: «Теремок», «Военная летопись», «Куклы наших бабушек», «Хлеб – всему голова», «Плетённые чудеса»,«Русская изба», «Русская народная игрушка», «Путешествие к Деду Морозу в Лапландию».
Был создан родительско-педагогический проект «Хоровод дружбы», в котором было показано позитивное взаимодействие двух культур: русской и калмыцкой. Организован новый спортивный клуб «Здравушка» по приобщению детей и взрослых к здоровому образу жизни.
С учётом запросов семьи педагоги отрабатывают принципиально новые технологии и подходы к вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. Тем самым постепенно создаётся устойчивое социокультурное пространство в дошкольных группах.
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы с родителями невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
С помощью персонажей сказки малых фольклорных форм, народных игр, знакомства с мастерами и предметами народных промыслов в условиях музейной развивающей среды оказалось достаточно просто объяснить детям сложные истины:
- что мужчина, даже крепко стоящий на ногах и способный купить и заплатить, должен иметь сильные и умелые руки;
- что женщина, даже являющаяся бизнес-леди, должна оставаться нежной и заботливой женой, матерью, хозяйкой;
- что настоящая сила мужчины заключается не в физических качествах, а в ежедневном преодолении себя в заботе о своей семье;
- что сила мужчине дана для того, чтобы быть добрым, заботливым, защитником (своей семьи, своей земли, слабых).
- наблюдалась позитивная динамика в развитии дошкольника;
- повысился познавательный интерес к культурным традициям россиян, о мире, в котором живёт ребёнок;
- сформировался сплочённый коллектив педагогов и родителей в решении задач по воспитанию и обучению;
- повысилось мастерство педагогов в передаче культурного богатства русского народа детям и родителям.
Светлана Майкова, ст. воспитатель,
Марина Пильник, муз. руководитель,
ГБОУ «Школа № 158», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Развитие интернет-торговли в сегменте товаров для хобби и рукоделия
- Самые невероятные океанариумы мира
- Лиса Патрикеевна
- Размышлялки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии