«Игры и Игрушки. Гид» №2-2018
Развитие интернет-торговли в сегменте товаров для хобби и рукоделия
Отрасль интернет-торговли в России в последние годы показывает существенную положительную динамику. И хотя сегменты растут неравномерно (например, в 2017 году среди наиболее успешно развивающихся сегментов были товары для дома и ремонта, продукты питания, а также категория «Другое», куда, помимо прочего, относятся товары для творчества, приводит статистику «Data Insight»), развитие технологий и рост популярности он-лайн покупок значительно расширяют возможности продаж
Если говорить о e-commerce в России в целом, «Ассоциация компаний интернет-торговли» оценивает объём российского рынка в 2017 году в 1 040 млрд руб. – он стабильно рос в последние годы и впервые перешагнул отметку в триллион рублей. По сравнению с итогами 2016 года рынок вырос на 13,0%, а по сравнению с 2013 годом – в 1,9 раза. Товары для творчества, хобби и рукоделия представляют собой небольшой по объёму рынок, имеющий свою специфику и целевую аудиторию. К его анализу можно подходить в зависимости от того, насколько широкий спектр товаров включать в данную сферу.
К примеру, согласно данным «Statista», объём продаж через e-commerce в России в сегменте «Хобби и канцелярские принадлежности» в 2017 году вырос на 13,3% и достиг значения 2 754,6 млн долл. Ожидается, что в будущем темп роста будет замедляться, и в 2022 году объём рынка в денежном выражении будет на уровне 3 902,0 млн долл. При этом в структуре онлайн-покупателей в этом сегменте доля женщин почти в 2 раза превышает долю мужчин (65,9% против 34,1%), показал опрос «Statista» в январе 2018 года. Для сегмента типичны покупатели среднего возраста (на категорию людей в возрасте от 25 до 34 лет приходится 28,8%, на возрастной диапазон от 35 до 44 лет – 28,8%), с высоким (39,6% респондентов) и средним (38,5% респондентов) уровнем дохода.
Российский онлайн-рынок в сегменте товаров для хобби, творчества и рукоделия представлен следующими основными каналами продаж:
- крупные специализированные интернет-магазины с широким ассортиментом товаров для хобби и творчества по различным направлениям (например, «Леонардо»);
- мелкие и средние специализированные интернет-магазины (в том числе онлайн-сайты региональных игроков);
- онлайн-гипермаркеты и магазины с широким ассортиментом, предлагающие также товары для хобби и рукоделия («Ozon», «Wildberries»);
- зарубежные (в большей степени – китайские) интернет-магазины и российские игроки, занимающиеся перепродажей таких товаров;
- другие каналы продаж (совместные покупки, продажи в социальных сетях, частные объявления и другие).
Анализ крупных игроков в сегменте (топ-10 по посещаемости) показывает, что российские интернет-магазины по продаже товаров для творчества и рукоделия активно используют различные способы коммуникации с клиентами, довольно активно присутствуют в социальных сетях. Однако мобильная коммуникация развита очень слабо: игроки практически не представлены в мессенджерах (о наличии Facebook Messenger сообщил только магазин «Лелека»), также ни один игрок не разработал собственное мобильное приложение).
Стоит отметить, что разработка мобильных приложений – хоть и затратное, но перспективное направление с учетом мобилизации интернет-аудитории. Согласно данным «Mediascope», наиболее популярным устройством для пользования Интернетом является смартфон: 75% пользователей, выходящих в Интернет как минимум раз в месяц, используют его для этих целей. Тенденции рынка говорят о положительной динамике объёма продаж в России как на внутреннем рынке, так и по зарубежным онлайн-покупкам. На 2018 года «АКИТ» прогнозирует существенный рост объема рынка – более чем на 20%. С учётом планируемых изменений, касающихся введения пошлин на зарубежные покупки, продажи в сегменте товаров для хобби и рукоделия может показать более активную динамику, чем ожидалось ранее. Между тем, российским игрокам стоит уделить особое внимание функционалу и удобству ресурсов для привлечения и удержания покупателей в онлайн-канале.
Наталья Тетеркина, аналитик
компании AnalyticResearchGroup www.analyticgroup.ru
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии