"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
С физкультурой мы дружны
Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержанное психическое развитие. Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер, дети с диагнозом обще недоразвитие речи I-II-III уровня, усложнённым разными типами дизартрий. У них наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей физического и психического развития. Эти дети не могут и не должны быть изолированы от сверстников.
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряжённость, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.
Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определённой жёсткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, ещё труднее их развить. Нормативы физической подготовленности не учитывают уровень физического развития детей, запас их сил и состояние здоровья. Занятия не решают проблему тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья дошкольников.
Разрабатывая систему физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались данными исследованиями лаборатории Аршавского, изучили работы педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского, взгляды Н.М. Амосова по проблемам воспитания здорового ребёнка.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
- создавать систему физкультурной работы в коррекционных группах;
- заботиться об охране и укреплении здоровья детей;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Средства реализации:
- проведение утренней стимулирующей гимнастики;
- организация коррекционных физкультурных занятий;
- введение сюжетных коррекционных занятий в подготовительной к школе группе;
- диагностика физического развития детей.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретённый двигательный опыт.
Содержание коррекционных физкультурных занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем: в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем: друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лёжа на животе, катание среднего мяча друг другу, лёжа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу и натянутую верёвку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через верёвку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Обучение удерживанию и перебрасыванию мячей разных по весу, по размеру, по материалу; броскам мяча в горизонтальную цель, ловле мячей разных по размеру, броскам в цель мешочков с песком, сбиванию кеглей.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Елена Башкирова, заместитель директора ГБОУ СОШ
им. М.К. Овсянникова СП Д/с «Алёнушка» с. Исаклы
Рекомендуем почитать
- Для образовательных организаций специальное предложение
- «Анютины глазки»
- Безлимитный российский хостинг
- 8 марта – день чудесный…
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии