"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Русские напевы
Цель: приобщение детей к народной культуре средствами фольклора и художественного творчества.
Задачи:
- обобщить знания детей о русском фольклоре – пословицах, поговорках, народной песне;
- развивать музыкальные способности, вокальные навыки. Учить определять жанры русской народной песни;
- закончить образ главного героя музыканта Тимошки с помощью знакомых художественных приёмов (раскрашивание, складывание бумаги «гармошкой», наклеивание).
Материалы к занятию: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, мольберт, план путешествия, альбомные листы, фломастеры, цветная бархатная бумага, клей.
Ход занятия
(Под музыку дети заходят в зал по одному друг за другом, проходят через середину и расходятся в разные стороны. Затем идут через середину парами, расходятся вправо, влево и идут четвёрками. Змейкой выходят на круг и идут на свои места.)Воспитатель: Ребята, на наш адрес сегодня пришло необычное письмо (читает):
Здравствуйте, ребятишки, озорники и шалунишки. Я – музыкант Тимошка из деревни Гармошка (показ слайда). Жду вас всех в своей избушке, возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились – Посылаю карту вам – я её составил сам. (Воспитатель прикрепляет карту к мольберту.)
Муз. рук: Путешествие, ребята, не удастся без труда, Отвечайте дружно, хором: вы к труду готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Впереди вас ждёт река – широка и глубока.
Вы по ней плывите, да не утоните!
Муз. рук: «Песню запеваем – дорогу коротаем», – гласит народная пословица.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о русской песне вы знаете?
Дети (рассказывают заранее выученные пословицы и поговорки):
- Бедный песни поёт, а богатый только слушает.
- Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
- Не всяк весел, кто поёт
- Песней коня не накормишь.
- Пой песню тот, у кого голос хорош.
- Соловья за песни кормят.
Воспитатель: Речку одолели – так вперёд, смелее! На пригорке деревушка под названьем «Веселушка». Развесёлый в ней народ песни русские поёт. И вы запевайте, в деревню ту шагайте! (Дети поют русскую народную песню «Долговязый журавель».)
Муз. рук: А теперь вопросы: что вы знаете о русской народной песне. (Правильные ответы сопровождаются показом слайдов.) Отгадайте загадку:
- Не играет фортепьяно, нет ни скрипки, ни баяна. Потому что песню пела наша группа (анданте, аллегро, а капелла). (Группа девочек поёт без сопровождения песню «А я по лугу».)
- Название этого инструмента произошло от слова «жалость» (сопелка, жалейка, рожок).
- Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой (балалайка, баян, голос).
- Назовите музыкальный инструмент, которым владел Садко (бубен, рожок, гусли).
- Отмечая этот праздник, наши предки славили весну (Масленица, Троица, Рождество).
- Продолжите стихотворение: День рожденья отмечай песней русской… (каравай, запевай, поздравляй).
- Как называется русский танец в кругу? («Яблочко», «Барыня», «Хоровод»).
- Какую песню пела мама своему ребёнку перед сном (потешку, закличку, колыбельную).
- Закончите стихотворение: Собирается народ, он и пляшет и поёт. Песни бодрые, живые, эти песни (плясовые, заводные, озорные).
Воспитатель: Полдороги, полпути мы уже смогли пройти,
А теперь отдохнём, и частушки пропоём!
Муз. рук: Девочки-подружки, выходите петь частушки. (Девочки поют частушки.)
Воспитатель: Спешим в деревню Гармошка, осталось пути немножко,
А вот и медведь – он тоже любит петь.
Громко поёт – пройти не даёт.
Заведёте хоровод, вас пропустит он вперёд. (Дети исполняют хороводную русскую народную песню «Земелюшка-чернозём».)
Муз. рук: А теперь наискосок, через тропочку в лесок. Вот, ребята, Тимошкин дом. Хорошо, уютно в нём. (Показ слайда.)
(Вторая часть занятия – художественная мастерская.)
Воспитатель: Тимошка-музыкант любит играть на гармошке. Остались не раскрашенными у него фуражка и сапожки. Раскрасьте их по своему желанию. (Дети садятся за столы и под «Русские наигрыши» выполняют работу, раскрашивают сапожки и фуражку Тимошки, выбирая цвет фломастера.)
Воспитатель: А ещё чего не хватает Тимошке? (Гармошки.) Перед вами лежат бархатные заготовки бумаги. Из них нужно сложить по контурным линиям гармошку и приклеить, чтоб Тимошка заиграл. (Дети складывают бумагу «гармошкой» и приклеивают гармошку на заготовку в нужном месте. По ходу работы воспитатель интересуется, как получается работа, и советует детям подбирать подходящие по цветовой гамме оттенки. По окончании работы воспитатель предлагает детям показать друг другу, какой весёлый музыкант Тимошка у них получился. В приёмной группы устраивается мини-выставка выполненных работ «Музыкант Тимошка, поиграй немножко!».)
Надежда Шириадзинова, муз. руководитель,
Ирина Почипова, воспитатель МБДОУ
Д/с комбинированного вида №122, г.Хабаровск
Рекомендуем почитать
- Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
- Плюшевые микробы
- Познаём мир транспорта через музыку
- Сладкий подарок «Виталад»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии