"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Игры России
Конспект НОД по теме: «Приобщение к игровой культуре многонационального Поволжского региона как одно из условий формирования социальной компетентности детей и подростков в рамках проектов «Сердечный край» и «Реализация игровых технологий и ремёсел народов Поволжья» в соответствии с муниципальной программой «Самара многонациональная»
Цель: формирование представлений о значимости традиционной культуры в современной жизни.
Образовательные задачи: систематизация и обобщение знаний о народных художественных промыслах; формирование эстетического вкуса; обучение владению средствами художественного изображения и основами культуры практической работы различными материалами.
Развивающие задачи: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству; развитие творческого опыта при изготовлении фигур для игры «Таврели» и росписи декоративного яйца, ложки.
Воспитательные задачи: воспитание интереса к традиционной игровой деятельности и досугу.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, флеш-карта, столы, стулья.
Демонстрационный материал: презентация «Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Игры России», аудиозапись русских народных мотивов в современной обработке.
Раздаточный материал: урок первый. Для девочек - бумага, простые карандаши, ластики, линейки, гуашь, кисти, ёмкости для воды, палитры; для мальчиков - стусла, ножовки, струбцины, наждачная бумага, деревянные заготовки. Урок второй. Для девочек - бумага, простые карандаши, ластики, темпера или акрил, кисти, ёмкости для воды, деревянные заготовки яиц и ложек; для мальчиков -- изготовленные на предыдущем уроке деревянные «цилиндры». (Перед уроками учитель рассаживает отдельно мальчиков и девочек.)
Ход первого урока
Учитель: Мы с вами уже знакомы с декоративно-прикладным искусством России. Давайте вспомним, какие промыслы вам известны? (Учитель демонстрирует слайды с изображением изделий промыслов Гжели, Хохломы, Городца, Жостово, Мезена, дети отвечают на вопрос.)
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». Скажите, встречаем ли мы с вами предметы этих промыслов сейчас? (Дети отвечают, что встречают их на кухне, среди вещей членов семьи и так далее.)
Учитель: Росписями часто украшены предметы быта, кухонная утварь, декоративные пасхальные яйца, матрёшки, одежда, игрушки. (Учитель демонстрирует слайды.) Мы видим, что традиционные промыслы актуальны. Они радуют глаз не хуже креативных произведений современного искусства. Сегодня большинство людей тратит много времени на просмотр телевизионных программ и сериалов, на игры в компьютерах и телефонах. А кто из вас играл в старые русские игры? (Дети отвечают на вопрос и называют игры: казаки-разбойники, перетягивание каната и другие.) Традиционные русские народные игры – это лапта, городки, бабки, свайка, катание пасхальных яиц, набирающая популярность в нашей стране старинная игра «Таврели», или «Русские шахматы».
Девочкам предлагаю выполнить эскиз композиции для росписей декоративного яйца и ложки, а мальчикам - сделать заготовки фигур для игры «Таврели». (Девочки готовят рабочие места для предстоящей деятельности.)
Учитель: Девочкам нужно нарисовать правильный овал для росписи яйца или овал с расширенным верхом для росписи ложки. Внутри них выполнить композицию в традиционном стиле народного промысла, или используя свободное творчество. (Девочки выполняют задание.)
Мальчикам нужно закрепить на столе с помощью струбцин или стусла деревянные заготовки, наметить с помощью карандаша и линейки риски с дистанцией 2,5 см и произвести распил ножовкой. Отпиленный «цилиндр» отшлифовать наждачной бумагой по схеме. (Учитель показывает схему на слайде. Мальчики готовят рабочие места по указанию учителя и выполняют задание. Этот этап урока сопровождается музыкой.)
Учитель: Все вы справились с заданием, и на следующем уроке мы продолжим работу. Полюбуйтесь рисунками и изделиями своих одноклассников. (Девочки подписывают эскизы и сдают их. Мальчики, следуя древней традиции промысловиков, сдают свои заготовки, сохраняя анонимность. Затем дети рассматривают работы, делятся впечатлениями, убирают рабочие места.)
Ход второго урока
Учитель: На прошлом уроке вы выполнили эскизы для росписи игровых атрибутов и заготовки для шахматных фигур «Таврели». Сегодня девочки сразу начнут расписывать заготовки яиц и ложек, а мальчики познакомятся с искусством русской вязи. (Девочки расписывают заготовки яиц и ложек.)
Учитель: Вязь - тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. (Учитель демонстрирует слайды с изображениями орнаментальной вязи и версиями «тавро» в её стилистике.) Приёмы выполнения простой, сложной и узорной вязи были известны в Византии, у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Элементы вязи сочетаются с орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняют украшениями, среди них ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи и др. На Руси орнаментальная вязь употреблялась в эстетических целях при изготовлении предметов, связанных с бытом и общественной жизнью.
На фигурах шахмат «Таврели» делали изображения или «тавро», отсюда и название этой игры. Вам нужно нарисовать набросок выбранного «тавро» в стиле орнаментальной вязи и затем перенести его на деревянный «цилиндр». (Мальчики выбирают и рисуют элементы вязи, расписывают фигуру «Таврели» по схеме на слайде. Этот этап урока сопровождается музыкой.)
Учитель: Пока ваши работы высыхают, предлагаю сыграть в русскую игру «Перенеси яйцо в ложке». (Участники игры делятся на две команды. Учитель знакомит детей с правилами игры, и дети играют. После игры приводят в порядок рабочие места.)
Юрий Сусарев, педагог доп. образования
МБОУ Школа № 48, г. Самара
Рекомендуем почитать
- Звёздные родители Голливуда
- STEM-лаборатория
- Осенняя непогода — не повод сидеть без движений
- Когда знакомить малыша с математикой?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии