«Игры и Игрушки. Спецвыпуск» №2-2023
Реклама или информирование?
Для того, чтобы правильно применять Закон о рекламе, важно разграничивать рекламу и информацию. Любая реклама — это информация, но не любая информация — это реклама
Ирина Шурмина, руководитель Лаборатории рекламного права, сооснователь WE TALK PRO и сообщества Рекламное право.
Основной вопрос – что считать рекламой и маркировать, а что нет. За период с 1 сентября 2022 года, когда закон вступил в силу, и по настоящее время, мы провели огромное количество вебинаров и круглых столов, отвечали в чатах и личных обращениях, перенаправляли вопросы в контролирующие органы и публиковали ответы, которые получали. Однако сфера рекламы динамичная и каждый материал уникален, поэтому каждый случай рассматривается и ФАС, и юристами отдельно, учитывая содержание информации и её формат.
Также важны механики и фактические отношения сторон, которые участвуют в ее размещении: если в договоре речь прямо идет о рекламе, в случае возникновения спора будет сложно доказать обратное.
В законе есть два критерия для признания информации рекламой: 1) направленность на привлечение внимания и продвижение товара на рынке; 2) адресованность неопределённому кругу лиц. Определение широкое и не содержит чёткого перечня, что именно считается рекламой.
Но в законе имеются исключения (ст. 2), в которых перечислено, что рекламой не является – например, справочно-аналитические материалы, информация о товаре, которая органично интегрирована в произведение, и пр. Мы также ориентируемся на исключения, которые формирует ФАС в разъяснениях и правоприменительной практике. Ключевое из них – рекламой не является информация на сайте или в социальных сетях производителя или продавца товаров и услуг, если она направлена на информирование потребителей об ассортименте, деятельности компании, акциях и мероприятиях. Это исключение планируется внести в закон.
Важно, что критерия возмездности в законе нет. ФАС понимает, что реклама также может быть бесплатной.
Предлагаем вашему вниманию видео, в котором мы вели диалог с Татьяной Никитиной, начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, и собрали часто задаваемые вопросы. Реклама или информация: мнение ФАС России | 4.08.2023.
Маркировка включает в себя два элемента:
Согласно закону «О рекламе», маркировке подлежит всё, что считается digital-рекламой, за исключением: социальной рекламы; рекламы в ТВ-и радиопередачах, которые транслируются в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.
Согласно последним разъяснениям ФАС и Роскомнадзора, не подлежат маркировке email-рассылки и push-уведомления – однако в этой части мы еще ожидаем внесения изменений в законодательство. Кроме того, не требуется маркировка для материалов, размещенных до 1 сентября 2022 года, если все обязательства по ним исполнены до этой даты и, если материал не находится в активной фазе размещения (например, располагается в разделе «Архив»).
С 1 сентября 2023 года вступила в силу последняя часть норм о штрафах за некорректную маркировку (ст. 14.3 КоАП). Штрафы предусмотрены для всех участников размещения рекламы и всех видов субъектов – физические лица, ИП, юридические лица. Для юридических лиц штрафы за отсутствие пометки «реклама» и сведений о рекламодателей – от 100 до 500 тыс. рублей (штрафует ФАС), за отсутствие идентификатора и некорректную отчётность – от 200 до 500 тыс. рублей (штрафует Роскомнадзор).
Ирина Шурмина, руководитель Лаборатории рекламного права, сооснователь WE TALK PRO и сообщества Рекламное право.
Основной вопрос – что считать рекламой и маркировать, а что нет. За период с 1 сентября 2022 года, когда закон вступил в силу, и по настоящее время, мы провели огромное количество вебинаров и круглых столов, отвечали в чатах и личных обращениях, перенаправляли вопросы в контролирующие органы и публиковали ответы, которые получали. Однако сфера рекламы динамичная и каждый материал уникален, поэтому каждый случай рассматривается и ФАС, и юристами отдельно, учитывая содержание информации и её формат.
Также важны механики и фактические отношения сторон, которые участвуют в ее размещении: если в договоре речь прямо идет о рекламе, в случае возникновения спора будет сложно доказать обратное.
В законе есть два критерия для признания информации рекламой: 1) направленность на привлечение внимания и продвижение товара на рынке; 2) адресованность неопределённому кругу лиц. Определение широкое и не содержит чёткого перечня, что именно считается рекламой.
Но в законе имеются исключения (ст. 2), в которых перечислено, что рекламой не является – например, справочно-аналитические материалы, информация о товаре, которая органично интегрирована в произведение, и пр. Мы также ориентируемся на исключения, которые формирует ФАС в разъяснениях и правоприменительной практике. Ключевое из них – рекламой не является информация на сайте или в социальных сетях производителя или продавца товаров и услуг, если она направлена на информирование потребителей об ассортименте, деятельности компании, акциях и мероприятиях. Это исключение планируется внести в закон.
Важно, что критерия возмездности в законе нет. ФАС понимает, что реклама также может быть бесплатной.
Предлагаем вашему вниманию видео, в котором мы вели диалог с Татьяной Никитиной, начальником Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, и собрали часто задаваемые вопросы. Реклама или информация: мнение ФАС России | 4.08.2023.
Маркировка включает в себя два элемента:
- пометка «Реклама» и сведения о рекламодателе;
- идентификатор, присвоенный при регистрации в ОРД, который помещается в кликовую ссылку или на сам рекламный материал.
Согласно закону «О рекламе», маркировке подлежит всё, что считается digital-рекламой, за исключением: социальной рекламы; рекламы в ТВ-и радиопередачах, которые транслируются в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.
Согласно последним разъяснениям ФАС и Роскомнадзора, не подлежат маркировке email-рассылки и push-уведомления – однако в этой части мы еще ожидаем внесения изменений в законодательство. Кроме того, не требуется маркировка для материалов, размещенных до 1 сентября 2022 года, если все обязательства по ним исполнены до этой даты и, если материал не находится в активной фазе размещения (например, располагается в разделе «Архив»).
С 1 сентября 2023 года вступила в силу последняя часть норм о штрафах за некорректную маркировку (ст. 14.3 КоАП). Штрафы предусмотрены для всех участников размещения рекламы и всех видов субъектов – физические лица, ИП, юридические лица. Для юридических лиц штрафы за отсутствие пометки «реклама» и сведений о рекламодателей – от 100 до 500 тыс. рублей (штрафует ФАС), за отсутствие идентификатора и некорректную отчётность – от 200 до 500 тыс. рублей (штрафует Роскомнадзор).
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку