"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Речевое взаимодействие воспитателя с детьми
Данный семинар рассчитан на воспитателей и педагогов и помогает по-новому взглянуть на способы общения с ребёнком.
Цели:
- знакомство с понятием «речевое взаимодействие»;
- знакомство с методами речевого взаимодействия воспитателя с детьми на занятии;
- отработка умения конструктивного взаимодействия педагога с ребёнком.
Эмоциональная привлекательность педагога для ребёнка обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими являются профессиональная эрудиция, творческое своеобразие, высокая общая и нравственная эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.
Психологические средства коммуникативного воздействия делятся на две группы невербальные и вербальные. Мы будем говорить о вербальных средствах. При речевом общении важно уметь выражать свои мысли, эмоции правильно, грамотно, не обидев ребёнка и так же важно уметь выслушать.
Техника «Я — сообщение»
Наверняка, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией: ребёнок ведёт себя неприемлемым образом, вас переполняют эмоции, нужно сказать ребёнку о своих мыслях и чувствах. Но как это сделать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?Когда вы говорите о своих чувствах к ребёнку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребёнке и его поведении. Такое высказывание в которых есть личное местоимение «я», «мне», «меня», психологи называют «Я-сообщение». Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне нравится», «Я злюсь…», «Я сержусь…», «Я огорчена…» и т.д. Схема «Я-сообщения» представлена ниже:
- Конкретное описание того, что вызвало чувство («когда я вчера увидела какая ты грязная…»).
- Название чувства в тот момент («…я почувствовала беспокойство»).
- Название причины («наверное это произошло потому, что…»).
Техника «Активное слушание»
В психологии существует специальная техника, которая даёт возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника называется «Активное слушание». Активное слушание партнёра по общению предполагает ваше стремление понять, что же он сам хочет вам сказать на самом деле. Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.Упражнение по активному слушанию
Инструкция: проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проиграть два раза: в первом случае один педагог из пары берёт на себя роль воспитателя, а другой — ребёнка; во втором случае участники меняются ролями. В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребёнку» как невнимательный слушатель.Инструкция «воспитателю»: представьте себе, что вы чем-то заняты. К вам подходит ребёнок и говорит одну из фраз:
- «А Вася отобрал у меня паровозик».
- «Они не принимают меня играть».
- «А вот я нарисовал!».
- «А маму вчера отвезли в больницу».
Пространственная организация общения
Плодотворность речевого общения обусловлена также его пространственной организацией. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. Выделяют несколько видов возможных дистанций между партнерами:- Интимная (15–45 см).
- Личная (45–75 см).
- Социальная (75–100 см).
- Публичная (350–750 см).
При взаимодействии с ребёнком нужно учитывать их возрастные особенности:
- Дети 2–3 лет воспринимают взрослого в общении как источник ласки, защиты и помощи (воспитатель для них — мама; важно находиться с ними поближе, обнимать, гладить. Детям в этом возрасте важнее невербальное общение).
- Дети 3–4 лет воспринимают взрослого в общении как источник способов деятельности, партнёра по игре и творчеству (взрослый для них — друг, лучше держать дистанцию на вытянутой руке).
- Дети 4–5 лет воспринимают взрослого в общении как источник информации (взрослый — партнёр).
- Дети 5–6 лет воспринимают взрослого в общении как источник информации, собеседник (взрослый — партнёр, но здесь важно гибко подходить к ситуации — к кому-то поближе, к кому-то на расстоянии).
- Дети 6–7 лет воспринимают взрослого в общении как источник эмоциональной поддержки (прислушиваются только к тем, кого уважают, так же важно варьировать дистанцию).
Совершенствование речи педагогов ДОУ
Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Олеся Чушникова, ст. воспитатель
МКДОУ д/с № 16 «Малыш»,
г.Омутнинск, Кировская обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии