"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
«Давай бояться вместе» страхи у детей дошкольного возраста
Откуда берутся у детей страхи и когда можно начинать беспокоиться, а когда не стоит?
Как правило, детские страхи имеют свою периодичность возникновения в зависимости от возраста. Если не заострять на них внимания, они проходят сами собой. Но, если страх длится слишком долго, появляются навязчивости, ребёнок часто говорит об этом, становится тревожным и плаксивым, то, скорее всего, дело идёт к невротизации. Страх можно считать патологичным, если переживания эмоционально очень яркие, долгие, ребёнок не может самостоятельно успокоиться, его нельзя ни на что отвлечь. Происходит нарушение поведения и общения с близкими, нарушается сама способность приспосабливаться к социальной действительности. В таком случае стоит обратиться к специалисту. В период с 1 года до 3-х лет наиболее характерными являются страхи сказочных персонажей, неожиданных звуков и одиночества. К 2-м годам на первый план выходят страхи боли, уколов и, как следствие, боязнь медицинских работников. Как показали исследования психологов, это время проходит с меньшими тревогами, если:
Помнить об этой периодизации особенно важно. Ведь случайная жизненная ситуация в сензитивный или чувствительный для этого период может спровоцировать невротизацию ребёнка. Так, например, не стоит закрывать в тёмном туалете малыша 3-х лет, даже в качестве наказания, поскольку у него может возникнуть заикание или ночные кошмары.
Так как же помочь ребёнку избавиться от страхов?
Общение и игра – вот главные компоненты психического здоровья ребёнка. Психологами доказано, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, страхов меньше, чем у детей, живущих в отдельных квартирах. Этот факт обусловлен излишней опекой со стороны родителей и меньшим количеством контактов с другими детьми. Ведь в общении со сверстниками дети проигрывают свои переживания. А подвижные игры дают возможность телесно прожить или отреагировать свои эмоции.
Игра – это вообще главный рецепт в борьбе с любыми страхами. Как известно, ребёнок, тем более дошкольного возраста, мыслит на наглядно-образном уровне. То есть, чтобы понять процесс, ребёнку нужно его проиграть. Таким образом, малыш выстраивает различные сложные ситуации и сам же их преодолевает, за счёт чего обогащается его личный опыт.
Яга: Ой. Летела в гости к Кощею Бессмертному да свалилась с метлы. Дети, куда это я попала? Где я нахожусь?
Дети: В детский сад!
Яга: А что это за место? Что вы тут делаете?
Дети: Играем.
Яга: А я тоже играть хочу. Мне в лесу играть не с кем. И я злая из-за этого стала, совсем дикая. Попробовали бы сами с комарами в прятки поиграть. Как спрячутся куда – ни в жизнь их не найдёшь! Поиграйте со мной, а? Я и игры знаю.
Дети: Поиграем.
Яга: Давайте сядем в круг. Приготовьте ручки:
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка.
Если вдруг захочет,
Коготки поточит.
Цап-царап! (На первое предложение дети вытягивают ручки и «ходят» пальчиками по ладошке. Во время слов «Цап-царап» — прячут руки за спину.)
Игра «Тренируем эмоции»
Радость. А теперь давайте улыбнемся:
Яга: Давайте играть в «Привидения». Для этого мы накинем на себя платочки и будем друг друга пугать громкими звуками «У-у». Но, как только я хлопну в ладоши, вы должны сразу же остановиться, замереть. Когда я хлопну в ладоши, вы опять будете бегать.
Яга: Давайте встанем в кружочек, возьмёмся за руки. Мы превратимся в одно доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Шаг вперёд – вдох, шаг назад – выдох. Теперь послушаем, как бьётся его сердце: Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад.
Яга: Ой, ребята! Что-то мне страшно стало. Одна я тут среди вас такая Баба Яга. А знаете, какое самое лучшее средство от страха? Это смех! Давайте нарисуем на своём лице смешные рожицы. (Дети рисуют.) Так здорово с вами играть! Что-то мой нос чешется. Кто поможет мне снять нос? (Дети по очереди снимают нос, парик и плащ.) Ну вот, я теперь совсем не злая, а очень даже добрая. Просто мне играть было не с кем, вот я и злилась.
Как правило, детские страхи имеют свою периодичность возникновения в зависимости от возраста. Если не заострять на них внимания, они проходят сами собой. Но, если страх длится слишком долго, появляются навязчивости, ребёнок часто говорит об этом, становится тревожным и плаксивым, то, скорее всего, дело идёт к невротизации. Страх можно считать патологичным, если переживания эмоционально очень яркие, долгие, ребёнок не может самостоятельно успокоиться, его нельзя ни на что отвлечь. Происходит нарушение поведения и общения с близкими, нарушается сама способность приспосабливаться к социальной действительности. В таком случае стоит обратиться к специалисту. В период с 1 года до 3-х лет наиболее характерными являются страхи сказочных персонажей, неожиданных звуков и одиночества. К 2-м годам на первый план выходят страхи боли, уколов и, как следствие, боязнь медицинских работников. Как показали исследования психологов, это время проходит с меньшими тревогами, если:
- в семье доминирует отец;
- мать находится рядом с ребёнком;
- родители проявляют гибкость по отношению к упрямому поведению ребёнка, больше стараются отвлечь раскапризничавшееся чадо, а не давить на него;
- родители развивают, а не подавляют «сам»ость ребёнка;
- родители не нагружают детей своей тревожностью.
- ласка, любовь и сочувствие со стороны родителей;
- роль отца, как защитника (эта родительская функция позволяет малышу чувствовать себя уверенно в преодолении страхов);
- поддержка детской самостоятельности (это придаёт ребёнку уверенность в себе);
- последовательность родительского поведения (когда мама и папа не уверены в правильности своих действий или наказаний в отношении ребёнка, в нём развиваются тревожность и манипулятивное поведение);
- общение со сверстниками (ребёнок пополняет свой социальный репертуар, что тоже приводит к снижению боязливости и застенчивости).
Помнить об этой периодизации особенно важно. Ведь случайная жизненная ситуация в сензитивный или чувствительный для этого период может спровоцировать невротизацию ребёнка. Так, например, не стоит закрывать в тёмном туалете малыша 3-х лет, даже в качестве наказания, поскольку у него может возникнуть заикание или ночные кошмары.
Так как же помочь ребёнку избавиться от страхов?
Общение и игра – вот главные компоненты психического здоровья ребёнка. Психологами доказано, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, страхов меньше, чем у детей, живущих в отдельных квартирах. Этот факт обусловлен излишней опекой со стороны родителей и меньшим количеством контактов с другими детьми. Ведь в общении со сверстниками дети проигрывают свои переживания. А подвижные игры дают возможность телесно прожить или отреагировать свои эмоции.
Игра – это вообще главный рецепт в борьбе с любыми страхами. Как известно, ребёнок, тем более дошкольного возраста, мыслит на наглядно-образном уровне. То есть, чтобы понять процесс, ребёнку нужно его проиграть. Таким образом, малыш выстраивает различные сложные ситуации и сам же их преодолевает, за счёт чего обогащается его личный опыт.
Ход тренинга
(Дети сидят за столами со своими родителями. Из спальни выходит психолог, переодетый в костюм Бабы-Яги.)Яга: Ой. Летела в гости к Кощею Бессмертному да свалилась с метлы. Дети, куда это я попала? Где я нахожусь?
Дети: В детский сад!
Яга: А что это за место? Что вы тут делаете?
Дети: Играем.
Яга: А я тоже играть хочу. Мне в лесу играть не с кем. И я злая из-за этого стала, совсем дикая. Попробовали бы сами с комарами в прятки поиграть. Как спрячутся куда – ни в жизнь их не найдёшь! Поиграйте со мной, а? Я и игры знаю.
Дети: Поиграем.
Яга: Давайте сядем в круг. Приготовьте ручки:
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка.
Если вдруг захочет,
Коготки поточит.
Цап-царап! (На первое предложение дети вытягивают ручки и «ходят» пальчиками по ладошке. Во время слов «Цап-царап» — прячут руки за спину.)
Игра «Тренируем эмоции»
Радость. А теперь давайте улыбнемся:
- как кот на солнышке;
- как само солнышко;
- как хитрая лиса;
- как кот, съевший сметану;
- как счастливая мама.
- как будто у нас отобрали игрушку;
- как Буратино, когда его наказала Мальвина;
- два барана на мосту.
- как заяц, который увидел волка;
- как котёнок, на которого лает собака.
Яга: Давайте играть в «Привидения». Для этого мы накинем на себя платочки и будем друг друга пугать громкими звуками «У-у». Но, как только я хлопну в ладоши, вы должны сразу же остановиться, замереть. Когда я хлопну в ладоши, вы опять будете бегать.
Яга: Давайте встанем в кружочек, возьмёмся за руки. Мы превратимся в одно доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Шаг вперёд – вдох, шаг назад – выдох. Теперь послушаем, как бьётся его сердце: Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад.
Яга: Ой, ребята! Что-то мне страшно стало. Одна я тут среди вас такая Баба Яга. А знаете, какое самое лучшее средство от страха? Это смех! Давайте нарисуем на своём лице смешные рожицы. (Дети рисуют.) Так здорово с вами играть! Что-то мой нос чешется. Кто поможет мне снять нос? (Дети по очереди снимают нос, парик и плащ.) Ну вот, я теперь совсем не злая, а очень даже добрая. Просто мне играть было не с кем, вот я и злилась.
Екатерина Ушакова, педагог-психолог, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Остров приключений пирата Добряка
- Детское творчество повсюду или Музей у вас дома
- Хотите экзотики — купите Furby!
- Найди контуры животных
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку