"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Путешествие в страну взаимопонимания
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- создавать условия для раскрытия личности каждого ребёнка, создавать возможности проявлять себя, свои чувства и эмоции;
- способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей;
- содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости;
- тренировать навыки социального общения, обучать участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать своё поведение.
Оборудование и материалы: мультимедиа, ноутбук, раздаточные материалы.
Предварительная работа: создание презентации (визуализация пространства), оформление правил группы, подбор музыкального сопровождения.
Ход родительского собрания
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители и дети. (Звучит фонограмма песни «Ветер перемен».) Сегодня тёплый ветер перемен занёс нас в место под названием «Страна взаимопонимания». Перед тем, как отправиться в путешествие, давайте посмотрим, какие мы внимательные и активные. (Упражнение «Сделай, как я». Родители и дети встают в круг, дети по очереди показывают движения, совместно выполняя их. Выполняется под весёлую музыку. Происходит сплочение группы, вхождение в ситуацию игры.)Педагог-психолог: Ну вот мы с вами разогрелись и теперь готовы к путешествию по нашей необычной стране взаимопонимания. Проходите на теплоход. (Звуки моря и пароходных гудков.) Мы отправляемся по Океану человеческих чувств. Мир огромен и интересен, в нём много забот, тревог, суеты, но мы остаёмся людьми, потому что умеем любить, прощать, надеяться и верить. Встаньте в пару со своим ребёнком. Вы – море! (Упражнение «Море волнуется!». Выполняется в паре. Выбранный по считалке ведущий даёт команды: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, весёлая фигура на месте замри!». Кто двигается во время оценки фигур – выбывает. Упражнение направлено на снятие эмоционально-волевого напряжения. Можно давать задания на фигуры, отражающие другие эмоциональные состояния: радость, грусть, задумчивость.)
Педагог-психолог: А сейчас встаньте спиной друг к другу. Упражнение «Я и мама». (Пара отвечает на вопросы, например, какого цвета глаза у мамы, во что она одета; как прошёл день у ребёнка, что он кушал на обед. Направлено на эмоциональное сближение членов семьи.)
Педагог-психолог: Ну что, мы плыли, плыли и причалили к Острову забытых ощущений. Порой у нас не хватает времени остановиться на миг и спросить себя, что чувствует наше тело. Постройтесь в две шеренги (взрослые и дети), теперь каждый из вас по очереди будет автомобилем, а остальные участники – моечное отделение. (Упражнение «Мойка машин». Шеренга «машин» проезжает через мойку. Их моют, то есть прикасаются, поглаживают. Выполняется под весёлую музыку.)
Педагог-психолог: А теперь упражнение «Скульптор и глина». (В паре мама-ребёнок. Скульптор должен придать глине форму (позу). Глина податлива. Упражнение выполняется молча. Направлено на эмоционально-телесное сближение.)
Педагог-психолог: А сейчас мы попали в грозу (звуковое сопровождение), и как бы ветер перемен не занёс нас на Скалы ссор и конфликтов. А конфликты – это хорошо или плохо? (Ответы родителей.) Главное, как мы поведём себя в конфликте. Давайте проведём психологическую игру «Рассерженные шарики». Я вас научу посредством этой игры формировать способы управления гневом, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей. Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Попробуйте отпустить его и проследить за ним. Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя. Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Родители встают в круг. Ведущая мама предлагает детям научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку нужно надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался. Дети набирают воздух носом и выдувают маленькими порциями через рот.)
Педагог-психолог: Чтобы корабль наш никогда не разбивался о скалы непонимания, я хочу раздать буклеты с советами. Нам пора занять свои места в каютах нашего лайнера.
Путешествие продолжится под рассказ старой притчи «Про Солнце и сердитый ветер». (Звучит спокойная музыка, все присаживаются за столы. Чтение и обсуждение притчи.)
Педагог-психолог: Ну вот мы и приплыли к Материку Любви – самому долгожданному месту нашего путешествия, ведь именно любовь делает нашу жизнь прекрасней. А как её выразить? Существует несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений доктор философских наук Гэри Чепмэн выделяет пять основных языков любви: слова поощрения, прикосновение, время, помощь, подарки. Прочтите и выразите любовь на одном или нескольких языках вашему ребёнку. (Родителям раздаётся информация о языках любви. Осознание эффективности используемых в общении с ребёнком средств выражения любви.)
Педагог-психолог: Ну вот, наше с вами путешествие подходит к концу. Но на протяжении всего времени над нами светило яркое солнце. Солнце ваших сердец. Много встретилось нам на пути, но главное, чтобы всегда в вашей семье царило взаимопонимание. Творческое задание «Солнце из ладошек». (Упражнение на рефлексию. Родители обводят свою ладошку и ладошку своего ребёнка. На пальцах пишутся пожелания, что понравилось на занятии, что нет. Затем ладошки вырезаются и приклеиваются к общему кругу – центру-солнышку.)
Ожидаемые результаты: сплочение родителей и детей; отработка совместной деятельности родителя и ребёнка; определение общего круга проблем.
Ольга Выдра, педагог-психолог,
МБДОУ ЦРР Д/с «Алёнушка» р.п Усть-Абакан
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии