"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Путешествие в лабораторию к профессору Чудакову
Ребёнок познаёт мир в процессе своей деятельности, самостоятельно или во взаимодействии со взрослым. Нам, как педагогам, повезло это взаимодействие сделать высокопрофессиональным. В нашем дошкольном учреждении образовательный процесс проходит на самом высоком уровне благодаря тому, что в детском саду есть приборы, использование которых даёт возможность найти и ответить на многие детские «почему и как».
Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора, звуковоспроизводящих технических устройств, цифровой документ-камеры, микроскопа и других технических средств помогает сделать нам любой процесс детской деятельности эмоционально окрашенным, привлекательным, более наглядным, что способствует хорошей результативности в усвоении материала. Конечно, чаще всего, ребёнок воспринимает компьютер и мультимедийные средства как игрушку. И наша задача – дать детям понять, что компьютер – не средство развлечения, а средство саморазвития, при помощи которого можно познавать мир, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.
Поэтому мы разработали конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием таких средств, как документ-камера и микроскоп. Дети в игровой форме становятся исследователями, знакомятся с кристаллами соли, учатся различать и сравнивать их.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с кристаллами соли, её свойствами;
- закрепить знания детей о различных кристаллах, о том, как они образуются.
- тренировать умение делать выводы в ходе опытов;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, связную речь;
- развивать любознательность и желание узнавать новое.
- учить быть внимательными и аккуратными в ходе опытов и экспериментов;
- выслушивать сначала вопросы взрослого, не перебивая, отвечать полным предложением.
Ход деятельности
(Дети с воспитателем подходят к столу, где лежат картинки с различными кристаллами.)Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? Что это такое? (Кристаллы.) Что вы о них знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, с нами связался профессор Чудаков. (Включается видео.)
Воспитатель: Нас приглашают в научно-исследовательскую лабораторию Фиксиков для исследования кристаллов. Согласны? (Да.) Тогда перемещение начинается! (Звучит физкультминутка «Помогатор».)
Фиксик: Здравствуйте, ребята! Проходите в нашу лабораторию. Здесь мы выращиваем различные кристаллы. Вот кристаллы соды и сахара. (Показывает детям кристаллы, рассматривают результаты недельных опытов.)
Фиксик: Сегодня я пригласил вас, чтобы исследовать один занимательный минерал. Хотите? (Да.) Разделитесь, пожалуйста, на пары и присаживайтесь за лабораторные столы. (Дети проходят, садятся за столы.)
Фиксик: Посмотрите внимательно! Как вы думаете, что это перед вами на столах? (Ответы детей.) Я знаю, что вы уже изучали различные кристаллы. Какие кристаллы вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня я хочу познакомить вас с кристаллами соли и предложить стать участниками экспериментов и опытов с ней. Хотите? (Да.) Тогда приступаем.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужна соль? (Ответы детей.) Правильно, но оказывается не только для этого.
Фиксик: Посмотрите, перед вами цветная соль. Что она имеет? (Цвет и запах.) Как вы думаете, зачем она людям? (Ответы детей.) Это ароматическая соль. Она предназначена для принятия ванн.
Фиксик: Возьмите стакан с горячей водой и высыпьте в него соль для ванн. (Дети высыпают соль в стакан с горячей водой и размешивают её.) Что случилось с солью? А с водой? (Соль растворилась, вода стала цветной и ароматной.) А если бы мы с вами опустили соль в стакан с холодной водой, как вы думаете, что бы было? (Ответы детей.)
Фиксик: Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)
Фиксик: Сделаем вывод: соль может быть не только пищевой; соль может пахнуть и иметь цвет; соль растворяется в воде.
Фиксик: Посмотрите, перед вами два вида соли: крупного помола и мелкая «Экстра». Как вы думаете, чем они похожи? А чем отличаются? (Размером, величиной кристаллов.) Давайте рассмотрим их поближе, через лупы. Что вы видите? (Ответы детей.)
Фиксик: А теперь рассмотрим их под большим увеличением, через микроскоп. Наша цель – установить форму кристаллов пищевой соли. Берём чайную ложку пищевой соли, насыпаем в чашку Петри и рассматриваем под малым и средним увеличением, используя верхний и нижний свет. Как выглядят кристаллы соли? (Ответы детей.)
Фиксик: А знаете, почему так происходит? Если кристаллы кубические, то это соль пищевая, крупного помола. Её выпарили из воды. Если кристаллы шарообразные, то это соль «Экстра» – соль высшего качества. Её после выпаривания обмалывают на специальных мельницах. От этого грани всех кубиков, кроме самых мелких, стираются.
Фиксик: Ребята, проведём с вами эксперимент. У вас есть лёд. Вы знаете, что такое снег и лёд? (Ответы детей.) Правильно, снег, лёд – это вода в виде снежных и ледяных кристаллов (замёрзшая вода). Посмотрим внимательно, что будет, если насыпать соль. Как вы думаете, что произойдёт? (Ответы детей.) Пробуйте. (Дети насыпают соль на снег (лёд), капают цветную краску.) Что вы видите? (Ответы детей.)
Фиксик: Сделаем вывод: не только вода растворяет соль, но и соль растворяет воду в виде снега (льда).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего людям нужно это свойство соли? (Ответы детей.) Правильно, так люди борются с гололедицей. Посыпают дорожки и тротуары смесью песка и соли.
Воспитатель: Давайте поблагодарим профессора Чудакова за приглашение в лабораторию, за интересные опыты и эксперименты.
Фиксик: Ребята, а вы можете придумать для нашей лаборатории какие-нибудь необычные кристаллы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нам пора возвращаться, нас ждёт весьма увлекательное задание. (Дети переходят за другие столы.)
Воспитатель: Я предлагаю вам, используя вашу фантазию и воображение, создать необычные кристаллы из наших конструкторов для лаборатории доктора Чудакова и придумать им названия. Возможно, это будут минералы с других планет. (Дети за столами конструируют кристаллы и придумывают им названия. Готовые поделки выставляются в лаборатории.)
Елена Колегова, воспитатель,
Ольга Боровская, воспитатель,
МАДОУ № 123, г. Мурманск
Рекомендуем почитать
- Мы на портале поставщиков
- Игры для путешествий
- Технология «Ситуация»: опыт внедрения
- Завод игрового спортивного оборудования
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии