"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Путешествие с Буратино
Цель:
- активизировать знания детей по элементам фонетики и синтаксиса.
- закреплять понятия: гласный звук, согласный твёрдый/мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях; упражнять в делении слов на слоги;
- закреплять понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог); учить составлять предложения с использованием предлогов и выкладывать схемы предложений;
- продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, подбирать слова к заданной звуковой схеме; повторять буквы;
- развивать связную речь, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы стали уже совсем взрослыми. Совсем скоро пойдёте в школу. Сегодня к нам пришёл гость, это Буратино. Давайте с ним поздороваемся.Дети: Здравствуй, Буратино!
Логопед: Он ничего не знает и нам нужно будет помочь ему справиться со всеми заданиями, которые будут встречаться на его пути. Поможем?
Дети: Да.
Логопед: Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель. (Выполняется пальчиковое упражнение «Портфель».)
Семь вещей у нас в портфеле:
Есть альбом, и есть тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать.
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И Букварь – помощник наш.
Логопед: Ну, что ж, отправляемся в путь и первая станция «Звуки». Здесь живут наши знакомые гномики Звуковички – Том, Тим и Ау. Давайте расскажем Буратино, что мы знаем о звуках. Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Какие бывают согласные?
Дети: Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед: Какие звуки бывают только твёрдые?
Дети: Ж, Ш, Ц.
Логопед: Только мягкие?
Дети: Й, Щ, Ч.
Логопед: Буратино приготовил Звуковичкам подарки, но не знает, кому что подарить. Покажите картинки, которые вы подарите красному гномику Ау…. Зелёному гномику… Синему гномику… (Дети определяют подарки по первому звуку.)
Логопед: Вы помогли Буратино подарить подарки, молодцы! Садимся на места.
Дети: Мы пошли, пошли, пошли.
На места свои пришли.
Спинки распрямили,
Ручки положили.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Какие звуки вы чаще всего слышали в этом стихотворении?
Дети: [С], [СЬ].
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Где спрятался звук?». Определите место звуков [С], [СЬ] в словах: САНКИ, СОМ, ЛЕС, КОСА, СЕЛО, КОЛЯСКА, АНАНАС, АВТОБУС, ЛЕСОК, ПАЛАС, КАСТРЮЛЯ, НОС, НОСКИ, ОСА.
Логопед: Выложите звуковую схему слов: КУСТ, ЛИСТ. (Выполняется проверка заданий.)
Логопед: Ну что ж, вы помогли Буратино справиться с заданиями. Мы приближаемся к следующей станции, название которой вы узнаете, если отгадаете загадку:
Оно может быть тихим, а может быть громким,
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может обидеть и рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять, написать.
Дети: Слово.
Логопед: Правильно, мы прибыли на станцию «Слово». На столах у вас картинки, используя их, назовите:
Слова-предметы…., слова-действия…, слова-признаки…
Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?
Дети: На части, на слоги.
Логопед: Как мы измеряем слово?
Дети: Хлопками.
Логопед: Поделим слова на слоги, используя ваши картинки. (Используется 5-6 картинок выборочно.)
Логопед: Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,…
Дети: Столько и слогов.
Логопед: Ребята, а что можно составить из слов?
Дети: Предложение.
Логопед: Вот мы прибыли на станцию «Предложение». Часто в предложениях встречаются маленькие слова – помощники. (Выставляются схемы предлогов, дети называют их.)
Логопед: Составьте предложение О БЕЛКЕ, используя слова-помощники. (Дети составляют предложения и выкладывают схемы, проводится анализ.)
Логопед: Вспомните основные правила построения и написания предложения.
Дети: 1-е слово с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.
Логопед: Давайте немного отдохнём и вместе с Буратино сделаем зарядку.
Буратино каждый день делает зарядку.
Очень нравится ему делать по порядку.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали, руки кверху мы подняли,
Раз – присели, два привстали, на носочках побежали.
Раз – два, раз – два, отправляться в путь пора.
Логопед: Наконец, мы прибыли на станцию «Букв». Мы уже знаем буквы. Какие буквы у нас не обозначают звуков?
Дети: Ь, Ъ.
Логопед: Какие буквы обозначают два звука?
Дети: Я, Ю, Е, Ё. (Далее дети выполняют задания, на заранее подготовленном демонстрационном материале.)
Логопед: Из всех знаков у вас на листике выберите и обведите только буквы русского языка.
А 8 Р N И V 2 P Z Д….
Логопед: Вставьте правильную букву: Ж-Ш, Л-Р
лу…и па…ка
ка…а ка…та
Логопед: Буратино написал слова. Прочтите и найдите ошибки: лужы, чяшка, щюка, чюдо. Какое правило забыл Буратино? (Ответы детей.)
Логопед: Ребята посмотрите, и подумайте, какое слово подходит к звуковой схеме? (3 слова и 2 звуковые схемы.)
Логопед: Давайте поможем Буратино разгадать слово по 1-м буквам: улитка, черепаха, енот, носки, иголка, кровать.
Дети: Получается слово «ученик».
Логопед: Буратино нам принёс конверт «Школьные слова». В конверте карточки с буквами и над ними цифра. Вам нужно выкладывать цифры по порядку и читать получившееся слово. (Слова: альбом, портфель, краски, ластик, ручка.)
Логопед: Как назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Школьные принадлежности.
Логопед: Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения.)
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали. Что вам больше всего понравилось? А что было сложным для вас? (Ответы детей.)
Логопед: Буратино благодарен вам за то, что вы помогли выполнить ему все задания. И теперь он, как и вы, пойдёт осенью в школу.
Виорика Хайдарлы, учитель-логопед МДОУ д/с №7
г. о. Орехово-Зуево Московской области
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии