"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Я и моё тело
Цель: использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ как здоровьесберегающий фактор процесса их социализации.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять и активизировать словарь по теме «Тело человека»;
- закреплять навык образования существительных с эмоционально-ласкательными оттенками с помощью суффиксов.
- развивать пространственные представления, умение переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое;
- корректировать межполушарное взаимодействие;
- развивать способности к произвольному самоконтролю.
- формировать самосознание (осознанного восприятия детьми собственного тела), воспитание любознательности;
- формировать навыки сотрудничества, умение согласовывать движения, двигаясь в паре.
Ход деятельности
(Педагог и дети заходят в сенсорный кабинет, становятся в круг. Проводится игра-приветствие «С добрым утром!» – упражнение с элементами самомассажа.)Педагог: Утро начинается, вместе мы встречаемся, (Идём по кругу по часовой стрелке.) (Имя) здесь, (имя) здесь, (имя) здесь. (Участники хоровода, по очереди называя своё имя, протягивают руку в центр круга. Получается пирамида из ладошек.) Все здесь! (Берёмся за руки.)
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)
Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)
С добрым утром, ушки! (Поглаживаем уши.)
Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)
Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем.)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
Педагог: Мы поздоровались со своим телом, а друг с другом ещё нет. Предлагаю поздороваться вам друг с другом разными частями вашего тела. (Нейропсихологическое упражнение «Давайте поздороваемся».)
Педагог: Если я хлопну в ладоши один раз, вы поздороваетесь за руку, два – коленками, три – спинами. (Включается фонограмма логоритмики «Пятнышки» Е. Железновой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Педагог: Пока вы здоровались, ветер задул и завертел, в окно конвертик залетел. Посмотрим, что внутри. (Дети открывают конверт, внутри обнаруживают два конверта, на которых наклеены их фотографии.)
Педагог: Посмотрим, что же в ваших конвертах? (Дети присаживаются за стол. Дидактическая игра «Сложи картинку».)
Педагог: Какие-то кусочки? Что нам с ними делать? (Ответы детей.) Кто изображён на картинке? (Ответы детей.) Как их назвать одним словом? (Люди.) А мы с вами кто? (Люди.) Чем отличаются люди друг от друга? (Высокие и низкие, старые, молодые, дети.) Что общего у таких разных на вид людей? (У всех есть голова, туловище, руки и т.д.)
Педагог: Правильно, ребята. Все люди разные на вид: одни высокие, другие низкие, большие и маленькие, светловолосые и темноволосые. Но какими бы ни были разными, мы всё равно похожи своим телосложением.
Педагог: Ребята, мне кажется, что в конверте ещё что-то лежит, посмотрим? (Дети достают из конверта кусочек смайлика.)
Педагог: Ещё кусочек какой-то картинки, откуда он появился? Догадались? Кусочек появился тогда, когда вы сложили картинки. Нам надо выполнить ещё задания, чтобы собрать остальные кусочки. (Отгадывание загадок о частях тела. Педагог загадывает загадку, при отгадывании картинка-отгадка помещается на магнитную доску.)
Педагог: Что ещё умеют делать наши руки? (Ответы детей.) Правильно, но ещё они могут рисовать вместе. (Нейропсихологическое упражнение «Зеркальное рисование» – рисование человека двумя руками одновременно. Дети берут в обе руки по карандашу или фломастеру и рисуют одновременно обеими руками зеркально-симметричный рисунок человечка (девочки и мальчика).)
Педагог: Молодцы, с заданием вы справились, проверим конверт. (Дети открывают конверт и находят там ещё один кусочек картинки.)
Педагог: А сможете ли вы на ощупь найти друг у друга части тела? (Дети перемещаются на ковёр. Нейропсихологическое упражнение «Найди на ощупь и назови часть тела». Один ребёнок стоит с закрытыми глазами, а другой дотрагивается до какой-либо части тела первого (например, локтя). Задача первого – с закрытыми глазами показать на себе то место, до которого дотронулись, потом открыть глаза, показать на партнёре это же место и назвать его. Затем дети меняются местами.)
Педагог: Молодцы, ребята. Давайте выполним ещё одно задание. (Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори». Карточки с изображением детей в разных позах кладутся изображением вниз. Дети берут по одной карточке и прикрепляет на магнитную доску, задача детей – быстро принять нарисованную позу. Взяв последнюю карточку и перевернув, дети обнаруживают ещё кусочек смайлика.)
Педагог: Вот ещё один кусочек, значит мы с вами на правильном пути. (Речевое упражнение «Назови ласково».)
Педагог: Мы с вами говорили, что взрослые люди большие, а дети маленькие. У взрослых людей «голова», а у детей … (Педагог называет часть тела и бросает мяч ребёнку. Он должен вернуть мяч, назвав ласково: лоб – лобик, нос – носик, глаз – глазик, рот – ротик, живот – животик и т.д.)
Педагог: У взрослых «ухо», а у детей ... Ой, (имя ребёнка), у тебя за ушком я что-то вижу. (Педагог «достаёт» кусочек смайлика из-за уха ребёнка, отдаёт, и он прикрепляет его к магнитной доске.)
Педагог: Молодцы, какие вы дружные, помогали друг другу называть «маленькие» (ласковые) слова.
Педагог: Вы действительно такие дружные и умеете работать вместе? (Ответы детей.) Проверим? (Коммуникативное упражнение «Ладонь в ладонь». Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по сенсорному кабинету, в котором установлены различные препятствия: перешагивают через бруски, пролезают через обручи, проходят по ребристым дорожкам. Дети должны преодолеть препятствия, не разъединяя ладошек.)
Педагог: Вы справились и показали, что вы действительно дружные и делаете всё вместе.
Педагог: Ребята, уберём дорожку, чтобы она нам не мешала. (Дети сворачивают дорожку и находят под ней последний кусочек.)
Педагог: У нас уже много кусочков, попробуем собрать картинку? (Дети собирают из кусочков изображение улыбающегося смайлика.)
Педагог: Вы молодцы, справились со всеми заданиями вместе, помогали друг другу. Кто молодцы? (Мы молодцы!) (Игра-ритуал «Скажи, что понравилось!». Педагог и дети, образуя круг, передают друг другу мяч и делятся своими впечатлениями: «Мне сегодня понравилось …».)
Педагог и дети: Дружно хлопнули в ладоши. (Хлопают в ладоши.)
Вместе топнули ногой. (Топают ногой.)
Всё, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой. (Протягивают вперёд левую руку «от сердца, от души», получается пирамида из ладошек.)
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!
Наталья Григорова, учитель-дефектолог,
МБДОУ Детский сад № 47,
г. Новочеркасск, Ростовская область
Рекомендуем почитать
- Солнечный Город. Праздник для детей и родителей
- Детский цифровой фотоаппарат с играми
- Движение – жизнь
- Японский кроссворд: когда ключевой блок не виден
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии