"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2018
Прогулка по зимнему лесу
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с малой подгруппой детей с задержкой психического развития
В конспекте «Прогулка по зимнему лесу» раскрыты приёмы формирования представлений о зиме у детей 5-го года жизни с задержкой психического развития (ЗПР) в непосредственно образовательной деятельности (НОД) в малой подгруппе. Актуальность использования указанной организационной формы работы с дошкольниками обусловлена возможностью создания дифференцированных условий для усвоения детьми программного материала и реализации индивидуально-личностного подхода при решении коррекционно-развивающих задач. Содержание НОД определено представлениями участвующих в ней детей о сезонных изменениях в природе, характером их затруднений при установлении причинно-следственных связей между явлениями в живой и неживой природе, различным темпом продуктивной деятельности и потребностью в разной помощи педагога.
Цель: формировать представления о зиме.
Обучающие задачи: закреплять представления о характерных признаках зимы, о внешнем виде и поведении лесных животных и птиц зимой.
Развивающие задачи: развивать внимание, мышление, словарный запас по теме «Зима», диалогическую речь, коммуникативные навыки, зрительно-моторную координацию, графические навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к явлениям природы.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска.
Демонстрационный материал: презентация «Звери и птицы в зимнем лесу», изображение дерева с прорезями на ветках для вставки изображений птиц.
Раздаточный материал: изображения снегирей и синиц, наборы цветных карандашей; силуэты ёлочек, зелёные узкие стикеры; плоскостные фигурки белого зайца и серой белки, лист белой бумаги А4.
Ход НОД
Дефектолог: Загадаю вам загадку. (Дети собираются около педагога у окна.)
налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.
Вы догадались, о чем загадка?
Дети: О зиме. О снеге. Выпал белый снег. Летят снежинки.
Дефектолог: Давайте посмотрим в окно. Где лежит снег? (Дети отвечают.) Интересно, что сейчас происходит в лесу? Вы бы хотели там побывать?
Дети: Да, хотим! В лесу много снега. Там сугробы.
Дефектолог: Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Как вы думаете, не замёрзнем мы там?
Дети: Нужно надеть теплую одежду, потому что холодно.
Дефектолог: Так давайте оденемся потеплее! (Дети, повторяя движения педагога, имитируют одевание на прогулку и по очереди называют предметы одежды, обувь, дополняют ответы друг друга). Вот теперь мы готовы! Закройте глаза, обернитесь вокруг себя… Мы с вами в лесу! Сугробы намело. Подумайте, где больше снега – в городе на тротуаре или в лесу на дорожке? (Дети отвечают, педагог подводит их к выводу о том, что в городе снег с тротуаров регулярно убирают и увозят, поэтому его там меньше.)
Дефектолог: Идти по заснеженному лесу очень трудно: ноги проваливаются в глубокий снег. Как же нам пройти?
Дети: Надо шагать и поднимать высоко ноги. (С детьми проводят подвижную игру «Шли по снегу ноги».)
Как тропинку увидали, по тропинке побежали!
Дефектолог: Долго мы шли, а теперь отдохнем. Садитесь на пеньки. (Дети с педагогом садятся на стулья около монитора. Педагог демонстрирует слайд «Зимний лес».) Посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Снег покрывает землю, как пушистое белое одеяло. Как выглядят деревья?
Дети: Деревья стоят голые, без листьев, на ветках лежит снег.
Дефектолог: Какие деревья остаются зимой зелёными?
Дети: Ёлки и сосны. У них вместо листьев иголки, они не опадают.
Дефектолог: Посмотрите на изображения дерева. (Внимание детей привлекают к треугольным контурам ёлочек на столе.) Как вы думаете, что это? (Дети отвечают, что это ёлка, но у неё нет веток и иголок.)
Предлагаю сделать ёлочки из бумажных полосок. Я начну приклеивать полоски, а вы продолжите. (Дети, наклеивая стикеры на силуэты ёлочек, заполняют ими поверхность внутри контуров. Ребёнок, сделавший ёлочку быстрее, начинает делать ещё одну ёлочку, а заканчивают её дети вместе.)
Дефектолог: Вот какие необычные ёлочки у вас получились! Давайте поиграем, чтобы согреться. (С детьми проводят игру малой подвижности «Не будите медведя».)
Как на горке снег, снег (руки вверх, потягиваются)
И под горкой снег, снег (приседают, руки вперёд)
И на ёлке снег, снег (руки разводят в сторону книзу)
И под ёлкой снег, снег (приседают, руки в стороны книзу)
А под ёлкой спит медведь (палец к губам)
Тише, тише! Не шуметь!
Дефектолог: Кого вы видите на картинке? (На экране слайд «Заяц в лесу»). Кто здесь спрятался?
Дети: Это заяц. Он прыгнул в снег. Заяц белый, и снег белый.
Дефектолог: Белый мех делает зайца незаметным на снегу. Так он прячется от лисы и волка. А вот ещё один лесной зверёк. (Педагог показывает слайд «Белка зимой».) Вы его узнали?
Дети: Это белка. Она ест орешки из шишек.
Дефектолог: Давайте проверим, сможет ли белка спрятаться на снегу, как заяц. У нас есть «сугроб» из белой бумаги, фигуры белки и зайца. (Дети экспериментируют вместе с педагогом и приходят к выводу о том, что белка на белом «сугробе» очень заметна.)
Дефектолог: Где же в лесу меньше всего видно настоящую белку?
Дети: На стволе дерева белку плохо видно. Среди веток.
Дефектолог: Зайца и белку мы с вами увидели. А можно ли в зимнем лесу встретить птиц? (После ответа дефектолог предлагает рассмотреть на доске дерево в снежном наряде, на его ветках изображения снегирей и синиц).
Дефектолог: Вы узнали птиц, которые сидят на ветках? Правильно ли они нарисованы?
Дети: Это синички и снегири. У них не раскрашены грудки.
Дефектолог: Давайте исправим эту ошибку. Раскрасьте птичек, а потом мы вернём их на ветки! (Дети по желанию раскрашивают птиц и затем вставляют их в прорези на дереве.) Вот теперь картина готова! (Дети рассматривают дерево с птицами.)
Дефектолог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие? Сегодня на занятии по рисованию вы сможете изобразить то, что вам больше всего запомнилось на прогулке по зимнему лесу!
Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог
ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО 4, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии