"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Мастерская для маленькой рукодельницы
При знакомстве детей с сюжетно-ролевой игрой можно и нужно обращать внимание на гендерные различия в профессиях: в автомастерскую приглашать мальчиков, а для девочек предложить рукодельную мастерскую.
Трудовое воспитание дошкольников всегда и во все времена было одним из приоритетных. Без приобщения малышей к труду не будут сформированы навыки самообслуживания, умения смастерить поделку, вслед за этим «пострадают» патриотическое и нравственное воспитание. Приобщение к труду необходимо с раннего дошкольного возраста.
Для девочек создана мастерская-ателье. Эта игра послужит расширению представлений детей о профессии портнихи, об одежде, способах её пошива, необходимых инструментах, которыми умеют пользоваться все мамы девочек. Для развития фантазии и тактильных ощущений в игре продумано разнообразие тканей, лент, ниток. Маленькие модницы смогут в игре научиться подбирать ткани и цвета одежды.
Пособие «Мастерская для маленькой рукодельницы» создано из ткани и фетра, представляет из себя планшет из трёх страниц. Размеры книжки-раскладушки в собранном виде 20х25 см. Для того чтобы поиграть пособием, ребёнку сначала необходимо научиться ориентироваться в пространстве, поскольку на страничках имеются 3D элементы: утюг и швейная машинка. Пока дети не умеют собирать игру, в этом помогает воспитатель. Пособие можно использовать в горизонтальном или вертикальном положениях.
Пособие «Мастерская для маленькой рукодельницы» многофункционально, так как решает в игре несколько задач. На первом развороте дети познакомятся с ножницами, линейкой, карандашом, утюгом, гладильной доской, роликовым ножом, ручным прессом. Все эти инструменты необходимы в работе портнихи. Дети знакомятся с их названиями, этапами в работе, где необходимо их использование. Здесь же воспитатель обращает внимание детей на важный момент по технике безопасности: опасные предметы и их использование в работе. Ножницы сшиты из фетра и укреплены дублерином, скреплены по центру люверсом, поэтому могут двигаться (как настоящие). Роликовый нож имеет магнитную кнопку, что позволяет диску крутиться, как в настоящем инструменте.
Ещё один воспитательный момент происходит в игре: «приучение» убирать игрушки на свои места. Для каждого инструмента есть своя полочка. Предметы плоские, поэтому всё просто убирается в прозрачный кармашек. Гладильная доска подгибается, а можно её отстегнуть и положить в отдельный кармашек.
Обратим внимание на утюг: он не плоский, хотя в собранном виде хранится так же в прозрачном кармане. При использовании утюга ребёнку понадобится включить фантазию и увидеть предмет в объёме, так как он сборный. При креплении подошвы утюга на липучку к боковой стороне, утюг приобретает объём. Дети очень быстро понимают это и иногда ищут в других предметах подобный элемент, вдруг он тоже 3D.
На второй страничке планшета «Мастерская для маленькой рукодельницы» так же имеются прозрачные кармашки, но в них хранятся ленты, кружева, тесьма, нитки. Ребёнок знакомится с разнообразием материалов, их названиями, удобным местом их использования и способом пришивания. При обследовании тесьмы пальчиками дети могут ощутить разницу между разными видами фактуры и плетения: шершавое, бархатное, гладкое. Мягкие катушки с нитками можно подбирать по цвету к тканям или находить среди них контрастные. Замечательное упражнение для координации обеих рук «Смотай нитки в катушку». Смотать ленты так же не получится, дети научатся разным способам намотки в игре.
В верхнем кармашке средней странички планшета хранится игольница. С ней также можно проработать несколько вопросов: место хранение игл, разнообразие иголок, безопасность. Игольница закрывается на кнопку, в ней пришиты кармашки для хранения иголок для швейной машинки. Рядом в кармашке находится съёмное маховое колесо для швейной машинки. Оно крепится на машинку после его полной сборки.
На откидной детали снизу находится швейная машинка. При хранении пособия машинка в разложенном плоском виде. Чтобы собрать её, необходимо скрепить верхнюю часть между собой при помощи липучки. Для сборки машинки ребёнку так же понадобится пространственное мышление. В процессе игры дети узнают строение швейной машинки, названия деталей, принцип её действия. Смогут научиться заправлять нитку как на настоящей машинке, для этого есть необходимые петельки, крючки. Ребёнок научится менять иголку в иглодержателе, регулировать строчку, выбирать шов. Здесь же воспитатель научит основам безопасности использования электрического инструмента, работы с острыми иглами. Кода дети научатся играть, можно предложить такие игры на скорость и сообразительность, как «Смени иглу в машине», «Заправь нить», «Замени нить».
На последней страничке пособия находятся разные виды тканей, смотанные в рулончики и зафиксированные широкой резинкой. Огромные возможности для педагога, чтобы разнообразить тактильные ощущения детей, познакомить с названиями тканей, их свойствами. Время от времени ткани можно пополнять или заменять, это понравится девочкам в игре с манекеном по подбору материала для костюмов.
На задней обложке пособия «Мастерская маленькой рукодельницы» расположен глубокий внутренний карман на молнии. В нём хранится игра с манекеном. Для игры сшиты планшет и съёмные «манекены», здесь же пригодятся все запасы тканей, тесьмы, кружев и ниток из пособия. Планшет с прозрачным окошком и откидной верхней деталью позволяет ребёнку выбрать модель, которую «будет шить», и подобрать для неё необходимые материалы. Модель-манекен располагаем на прозрачном окошке, внутрь планшета вставляем ткань, сдвигаем её в нужное место, выбираем подходящий рисунок, учимся сочетать материалы по цвету и фактуре.
Пособие «Мастерская маленькой рукодельницы» предназначено для игры детям дошкольного возраста. Его использование в игре обуславливает воспитание у ребёнка интереса к профессии, к рукоделию, трудолюбия, уважения к труду, расширения кругозора, развития мелкой моторики, координации движений рук, цветовосприятия, умение сравнивать, делать выбор и объяснять его. Такое пособие легко шьётся и может быть создано педагогами или родителями. Оно подойдёт для организации совместной образовательной деятельности, для индивидуальных занятий с ребёнком и для самостоятельной игры детей.
Наталия Саюпова, воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 124»,
г. Череповец, Вологодская обл.
Рекомендуем почитать
- Обучающие настольные игры
- Технологии ТРИЗ в детских играх
- Когда знакомить малыша с математикой?
- Сказка про весёлых человечков
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии