"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Огород на окошке
Цель: при помощи средств художественной литературы развивать у детей интерес к исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях.
Образовательные задачи:
- расширить знания детей о луке, как растении, и необходимых условиях для его прорастания, учить правильно высаживать лук;
- совершенствовать умение составлять рассказ из 2-3 предложений, учить комментировать свои действия при посадке;
- обыгрывать посадку растений с помощью различных сказок.
- развивать речь детей, учить отвечать полными предложениями, закрепить знание сказок, ввести в словарь детей новые слова «рассада», «бороздка»;
- развивать внимание, память, эмоциональную отзывчивость, поддерживать инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата;
- вызывать желание наблюдать и ухаживать за растениями;
- учить работать в команде, радоваться достигнутым результатам.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем с вами сажать лук, а потом поиграем в сказку «Теремок» с нашими волшебными луковичками. Мы с вами придумаем сказку, где наши звери будут беречь природу, будут ухаживать за собой и следить за порядком в домике. (Посадка лука в контейнеры, полив. Наводящие вопросы для обыгрывания сказки по ролям. Конструирование дома.)Воспитатель: Мы лук посадили, и я вам предлагаю показать, как он будет прорастать. Ребята, начинаем играть. (Проводится психогимнастика «Лучок».)
Воспитатель: Маленькую луковичку в землю посадили. (Дети сидят на корточках.)
Поливая землю, пёрышки взрастили. (Поднимают руки.)
Мы лучок наш маленький от ветра будем оберегать, (Покачивание руками.)
Будет лучок маленький подрастать. (Встают на носочки и раскрывают ладошки.)
Воспитатель: Мы посадим лук в приготовленную плодородную почву. Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление. Углубление называется «бороздка». (Воспитатель предлагает повторить новое слово, далее приглашает двух детей взрыхлить землю и сделать углубление, просит повторить, как называется углубление.) После этого присыпаем (закрываем) землёй лук. (Показывает и приглашает двух детей закрыть семена землёй.)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы семена проросли? (Полить землю. Приглашает двух детей полить землю.)
Воспитатель: Ребята, мы посадили лук. Пока он не подрастёт, мы будем за ними ухаживать, поливать, удобрять, а он будет нас радовать своими зелёными пёрышками.
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, предлагаю вам сказку проиграть с нашими героями.
В качестве примера приводим нашу экологическую сказку «Теремок», в основе сюжета которой лежит известная сказка, её героям приписываются природоохранные действия. Так герои сказки «Теремок» каждый день делали зарядку. Пример зарядки «Заинька»:
Заинька-заинька, (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.)
Маленький заинька. (Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.)
Длинные ушки, (Приставляют ладошки к голове – ушки.)
Быстрые ножки. (Бегут на месте.)
Заинька-зайка, маленький зайка, (Движения повторяются.)
Деток боится зайка-трусишка. (Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
Построили домик (конструирование). Проиграли ситуации: уборка мусора с поляны, кормление птиц и очистка реки от коряг и банок, ситуация тушения костров. А звери научились строить дом из экологически чистых материалов и в экологически чистой зоне, убирать за собой мусор, беречь природу.
Валеологическую сказку «Теремок» мы обыграли так:
Прибежала Мышка, увидела теремок на красивой полянке, нарисовала плакаты: «Не мусорить!», «Не засорять!» – и поставила их возле домика и стала жить-поживать.
Мышка, лягушка, лисичка были опрятными – утром умывалась, чистила зубы, делала зарядку, свой домик приводила в порядок. А волк и мишка были лентяи и грязнули, не хотели ни помогать, ни убирать, только на печи спать. Вот однажды мышка, лягушка и лисичка закрыли дверь в дом и отвечают своим друзьям: «Умойтесь водицей! Тогда пустим в дом!». Не хотели умываться медведь с волком, да делать нечего. Умылись – и так хорошо стало, свежо, сил прибавилось.
Просятся снова в дом. А лисичка отвечает: «Расчешитесь гребешком!». Не хотели звери, но на улице холодно, темень стало, а в домике уютно, чисто и тепло. Причесались тогда волк и мишка, стали опрятными – даже сами себе понравились. Отряхнули свои штанишки, заправили рубашку и постучались в двери. Посмотрела мышка, лисичка и лягушка, не узнали своих друзей – подумали, что это им показалось, пригляделись, обрадовались и пустили в дом. Посмотрели мишка и волк на себя в зеркало, понравилось им такими красивыми быть. Стали они за собой следить и помогать дом убирать.
Практика показывает, что при систематической работе со сказкой и использовании различных форм подачи материала: видеоролик сказки с озвучиванием сказки родителями, моделированием сказок, постановкой сказок, изодеятельность по сказочной тематике в различных формах её проявления, даже на пластиковых бутылках, значительно повышается возможность развития личности ребёнка. У детей развивается образное мышление, дети выразительнее рассказывают сказки, проявляют огромное желание участвовать в них, учатся строить развёрнутые ответы на вопросы. Эмоциональные сопереживания героям сказок помогают детям рассуждать, давать оценку поступкам: положительным, отрицательным, и исправлять свои недостатки. А герои сказок, сделанные совместно с родителями, своими руками, становятся родными и близкими друзьями, с которыми хочется играть в группе и выдумывать новые сюжеты сказки в игре.
Театральная игра очень близка к игре детей: она подобным же образом отражает сферу человеческих отношений. Основой театральной игры является роль – персонаж. Играя роль, ребёнок играет себя, проигрывая лишь те действия, которые значимы для него по их внутреннему содержанию. Если предложить сыграть в ту или иную сказку, он с удовольствием соглашается. Так благодаря нашему проекту «Огород на окошке» мы обыграли ни одну, а целых три сказки. Этот проект помог сблизить детей, сплотить родителей и получить массу эмоций от проделанной работы, сделать жизнь в группе намного интереснее.
Наталья Сидоренко, воспитатель,
МАДОУ № 49, г. Ростов-на-Дону
Рекомендуем почитать
- Игры нашего детства
- Анимационная деятельность в работе с дошкольниками
- История в игрушках – в преддверии Дня Победы
- В гостях у Илемпи
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии