"Игры и Игрушки" №4-2022
Народные мотивы и дети поколения Альфа
Наверно для каждого родителя не секрет, что от рождения и до школы дети проходят период, который формирует всю их дальнейшую жизнь. Они познают окружающий мир, пропуская его через себя и впитывая влияние социума и семьи. Очень большой отпечаток на формирование личности накладывает научно-технический прогресс и поэтому пропасть между детьми и родителями увеличивается, если родители не стараются подтянуть свои знания и не живут в ногу со временем
К чему я всё это говорю, если тема у нас об игрушках, да не простых, а народных? К тому, что дети, которым мы рассказываем о нашей самобытности, о наших традициях и устоях являются в настоящее время поколением Альфа. И нам необходимо понять наших малышей, прежде, чем пытаться быть им интересными и полезными.
Дети поколения Альфа – это дети, рождённые после 2010 года и до 2025 года. . Характерная отличительная особенность, по мнению учёных и специалистов: данное поколение окончательно соединит Интернет и быт. Малыши уже сейчас транслируют события своей жизни в личных блогах, им не составляет труда создавать контент своего поколения (например, ролики без особого сюжета и смысла, мемы и тому подобные, лишённые в нашем понимании всякой логики материалы). Дети Альфа легко общаются с незнакомыми людьми на просторах Интернета, границы (географические и социальные) для них не имеют смысла. Мышление малышей более гибкое и независимое, они не видят преград на своём пути и легко достигают поставленных целей. Судя по скорости восприятия информации, малыши, освоив азы технического порядка создадут новые форматы контента, за которыми трудно будет успевать их родителям. Несмотря на то, что некоторые педагоги сетуют на ограниченность развития фантазии и других устоявшихся образовательных догм дети нового поколения отнюдь не ограничены и получают всестороннее развитие в полном объёме, просто в другом формате.
Дети Альфа молниеносно «сканируют» текстовый и графический контент, поглощают рекордно большое количество данных за очень короткий промежуток времени нахождения в Сети. Данные навыки позволят им во взрослом возрасте изучать любые дисциплины без особых усилий, потому как они привыкли поглощать информацию, но что важно для них, - обучение должно быть в том формате, в котором им привычно!
Что мы наблюдаем в настоящее время, я говорю о формате обучения данного поколения? Мы стараемся знакомить их с окружающим миром старыми способами, теми, которые мы применяли для предыдущих поколений. В этом нет ничего плохого, но интерес к обучению может быть снижен. Программы образовательных организаций конечно же постоянно дорабатываются, многое меняется, но фундамент преподавания остаётся прежним.
Мы стараемся дать им те знания, которые считаем полезными для всестороннего развития, малыши вынуждены эти знания обрабатывать, но увлекает ли их подача этих знаний, интересна ли им тематика, вот в чём вопрос. Возьмём тему народной игрушки, народных промыслов и в принципе культурных традиций. Как правило, родители не касаются данной тематики, в силу того, что это для них просто история. Мы не пользуемся вышитыми полотенцами и не едим из расписной деревянной посуды, наши дети не играют в соломенных кукол и их не забавляют глиняные свистульки. Всё это можно увидеть только в музеях или в виде сувениров, наравне с магнитиками и фигурками, привезёнными из других стран.
Но, как же не знать истории своего народа спросите вы? Конечно, историю знать важно. Речь ведь идёт о том, как преподносить новому поколению эти знания, и что мы хотим получить в ответ. Некоторые педагоги сетуют, что рынок завален пластиковыми зелёными зайцами и синими меховыми Хагги-Вагги, а «родным игрушкам» нет мест на полках. И, что, только в детских садах малыши могут поиграть в игрушки, которыми играли наши предки. Тут, можно возразить, а почему кто-то решил, что современному ребёнку интересно играть в то, во что играли их пра-пра-прабабушки? У этих детей свои герои, свои персонажи и свои истории. Ведь (повторюсь), мы же не едим из глиняных плошек деревянными ложками, а пользуемся современными материалами из стекла и пластика. И если педагоги и предлагают детям в качестве ознакомления с историческим прошлым народную игрушку, то наверно сетовать что дети в неё не играют не стоит?
Мы проводили с родителями свой собственный опрос в группах соцсетей. Спрашивали, есть ли у кого-то дома народные игрушки и что родители думают на эту тему. Большинство ответов было таких, - народных игрушек дома нет, детям это не интересно, в детсадах малышей знакомят с народными традициями, мы думаем этого достаточно для понимания идентичности. Кто-то из родителей сам любит народные мотивы и его дом полон сувениров по данной тематике, конечно же и дети таких родителей имеют сходные интересы. Есть и такие, которые любят праздники и все народные гулянья от Масленицы до Рождества отмечают по всем правилам вместе с детьми, а значит, объясняют своим детям и все традиции, и устои наших предков, обращая внимание на сопутствующую атрибутику, в том числе народные забавы. Но таких семей очень мало, большинство молодых родителей живёт новыми реалиями и если папа программист, а мама работает в диджитал маркетинге, то вряд ли стоит «ломать» малыша, навязывая ему непонятные для него ценности, в данном случае заменять трансформеров на матрёшек.
Тема эта очень неоднозначна и здесь о многом можно поспорить. А как же развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, воображения и творческих навыков? Только народная игрушка может в полной мере дать малышу всё то, что ему так нужно для развития (повторяют педагоги). И многие отечественные производители создают из природных материалов аналоги тех игрушек, которые издревле были незаменимыми и помогали развитию малышей. Действительно тактильное лото или пирамидка из разных пород дерева достаточно приятные игрушки и малыши от них не отказываются. Но, это игрушки, которые адаптированы под современные требования, модные тренды или другие задачи. И тут неудивительно, что они пользуются спросом у родителей. Ассоциируют ли родители данные игрушки с народными? Думаю, что нет, для них это просто «правильная линейка» товаров для развития.
И тут интересный вопрос про поколение Альфа. Ведь в начале этой статьи мы говорили о том, что этим детям ближе виртуальные миры и насильно заставлять их играть в игрушки, которые им не интересны не стоит. Где же решение данной проблемы? Какие приёмы в развитии и обучении использовать с современными детьми? А может просто стоит пересмотреть формат преподнесения информации?
Представьте, в увлекательной форме (подойдёт любой интерактив) любимый персонаж ребёнка слетает в прошлое и покажет тех малышей, играющих в народные игрушки, которые тут же, сидя на завалинке, вырезает из дерева их дед, а бабушка раскрашивает и ставит на окошко сушиться. Обратится к истокам народной культуры, заинтересовать ребёнка нативно, без каких-либо обязательств, воспитать любовь к Родине можно и современными методами. Любые знания остаются с ребёнком навсегда, если они были получены с интересом, с вовлечённостью малыша.
А что вы думаете, дорогие наши читатели? Поделитесь с нами своим мнением играть или не играть в народные игрушки современным детям? И как знакомить их с истоками культуры, если не через народную игрушку? Присылайте ваши суждения на электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
К чему я всё это говорю, если тема у нас об игрушках, да не простых, а народных? К тому, что дети, которым мы рассказываем о нашей самобытности, о наших традициях и устоях являются в настоящее время поколением Альфа. И нам необходимо понять наших малышей, прежде, чем пытаться быть им интересными и полезными.
Дети поколения Альфа – это дети, рождённые после 2010 года и до 2025 года. . Характерная отличительная особенность, по мнению учёных и специалистов: данное поколение окончательно соединит Интернет и быт. Малыши уже сейчас транслируют события своей жизни в личных блогах, им не составляет труда создавать контент своего поколения (например, ролики без особого сюжета и смысла, мемы и тому подобные, лишённые в нашем понимании всякой логики материалы). Дети Альфа легко общаются с незнакомыми людьми на просторах Интернета, границы (географические и социальные) для них не имеют смысла. Мышление малышей более гибкое и независимое, они не видят преград на своём пути и легко достигают поставленных целей. Судя по скорости восприятия информации, малыши, освоив азы технического порядка создадут новые форматы контента, за которыми трудно будет успевать их родителям. Несмотря на то, что некоторые педагоги сетуют на ограниченность развития фантазии и других устоявшихся образовательных догм дети нового поколения отнюдь не ограничены и получают всестороннее развитие в полном объёме, просто в другом формате.
Дети Альфа молниеносно «сканируют» текстовый и графический контент, поглощают рекордно большое количество данных за очень короткий промежуток времени нахождения в Сети. Данные навыки позволят им во взрослом возрасте изучать любые дисциплины без особых усилий, потому как они привыкли поглощать информацию, но что важно для них, - обучение должно быть в том формате, в котором им привычно!
Что мы наблюдаем в настоящее время, я говорю о формате обучения данного поколения? Мы стараемся знакомить их с окружающим миром старыми способами, теми, которые мы применяли для предыдущих поколений. В этом нет ничего плохого, но интерес к обучению может быть снижен. Программы образовательных организаций конечно же постоянно дорабатываются, многое меняется, но фундамент преподавания остаётся прежним.
Мы стараемся дать им те знания, которые считаем полезными для всестороннего развития, малыши вынуждены эти знания обрабатывать, но увлекает ли их подача этих знаний, интересна ли им тематика, вот в чём вопрос. Возьмём тему народной игрушки, народных промыслов и в принципе культурных традиций. Как правило, родители не касаются данной тематики, в силу того, что это для них просто история. Мы не пользуемся вышитыми полотенцами и не едим из расписной деревянной посуды, наши дети не играют в соломенных кукол и их не забавляют глиняные свистульки. Всё это можно увидеть только в музеях или в виде сувениров, наравне с магнитиками и фигурками, привезёнными из других стран.
Но, как же не знать истории своего народа спросите вы? Конечно, историю знать важно. Речь ведь идёт о том, как преподносить новому поколению эти знания, и что мы хотим получить в ответ. Некоторые педагоги сетуют, что рынок завален пластиковыми зелёными зайцами и синими меховыми Хагги-Вагги, а «родным игрушкам» нет мест на полках. И, что, только в детских садах малыши могут поиграть в игрушки, которыми играли наши предки. Тут, можно возразить, а почему кто-то решил, что современному ребёнку интересно играть в то, во что играли их пра-пра-прабабушки? У этих детей свои герои, свои персонажи и свои истории. Ведь (повторюсь), мы же не едим из глиняных плошек деревянными ложками, а пользуемся современными материалами из стекла и пластика. И если педагоги и предлагают детям в качестве ознакомления с историческим прошлым народную игрушку, то наверно сетовать что дети в неё не играют не стоит?
Мы проводили с родителями свой собственный опрос в группах соцсетей. Спрашивали, есть ли у кого-то дома народные игрушки и что родители думают на эту тему. Большинство ответов было таких, - народных игрушек дома нет, детям это не интересно, в детсадах малышей знакомят с народными традициями, мы думаем этого достаточно для понимания идентичности. Кто-то из родителей сам любит народные мотивы и его дом полон сувениров по данной тематике, конечно же и дети таких родителей имеют сходные интересы. Есть и такие, которые любят праздники и все народные гулянья от Масленицы до Рождества отмечают по всем правилам вместе с детьми, а значит, объясняют своим детям и все традиции, и устои наших предков, обращая внимание на сопутствующую атрибутику, в том числе народные забавы. Но таких семей очень мало, большинство молодых родителей живёт новыми реалиями и если папа программист, а мама работает в диджитал маркетинге, то вряд ли стоит «ломать» малыша, навязывая ему непонятные для него ценности, в данном случае заменять трансформеров на матрёшек.
Тема эта очень неоднозначна и здесь о многом можно поспорить. А как же развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, воображения и творческих навыков? Только народная игрушка может в полной мере дать малышу всё то, что ему так нужно для развития (повторяют педагоги). И многие отечественные производители создают из природных материалов аналоги тех игрушек, которые издревле были незаменимыми и помогали развитию малышей. Действительно тактильное лото или пирамидка из разных пород дерева достаточно приятные игрушки и малыши от них не отказываются. Но, это игрушки, которые адаптированы под современные требования, модные тренды или другие задачи. И тут неудивительно, что они пользуются спросом у родителей. Ассоциируют ли родители данные игрушки с народными? Думаю, что нет, для них это просто «правильная линейка» товаров для развития.
И тут интересный вопрос про поколение Альфа. Ведь в начале этой статьи мы говорили о том, что этим детям ближе виртуальные миры и насильно заставлять их играть в игрушки, которые им не интересны не стоит. Где же решение данной проблемы? Какие приёмы в развитии и обучении использовать с современными детьми? А может просто стоит пересмотреть формат преподнесения информации?
Представьте, в увлекательной форме (подойдёт любой интерактив) любимый персонаж ребёнка слетает в прошлое и покажет тех малышей, играющих в народные игрушки, которые тут же, сидя на завалинке, вырезает из дерева их дед, а бабушка раскрашивает и ставит на окошко сушиться. Обратится к истокам народной культуры, заинтересовать ребёнка нативно, без каких-либо обязательств, воспитать любовь к Родине можно и современными методами. Любые знания остаются с ребёнком навсегда, если они были получены с интересом, с вовлечённостью малыша.
А что вы думаете, дорогие наши читатели? Поделитесь с нами своим мнением играть или не играть в народные игрушки современным детям? И как знакомить их с истоками культуры, если не через народную игрушку? Присылайте ваши суждения на электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
Алла Романова,
главный редактор
Рекомендуем почитать
- Песочная терапия в работе с дошкольниками
- Новости отрасли
- Давайте вместе поиграем
- Ваша реклама в нашем журнале
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку