"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Песочная терапия в работе с дошкольниками
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Всё это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Обучение и развитие детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с игровой деятельностью. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях педагога-психолога
Песочная терапия – это, прежде всего, возможность самовыражения. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не перерастает в психологическую травму.
Особенно эффективна песочная терапия в работе с детьми, имеющими нестабильное психоэмоциональное состояние. Выделяются з стадии таких состояний. Первая стадия – «хаос». Ребёнок находится в смятении, тревожности и страхе. Он хватает игрушки, формочки и другие предметы, беспорядочно расставляет их. Многократное повторение ситуации позволяет изменить эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать от одного до нескольких занятий. Постепенно замечаем, что ребёнок использует меньшее количество фигурок и начинает проявляться сюжет. Далее следует стадия «борьбы», когда в песочнице идёт схватка, борьба, противостояние фигурок, игрушек или изображений на песке. Через некоторое время появляется герой, который восстанавливает справедливость. И на завершающей стадии «разрешение конфликта» мы наблюдаем благополучные картины, мир и покой. В процессе прохождения этих стадий психолог старается не вмешиваться, а лишь наблюдает и направляет ребёнка в нужное русло. Педагог должен внимательно следить за реакцией ребёнка во время работы с песком. В случае появления негативного отношения или усталости – занятие следует ненавязчиво завершить. Или, наоборот, возможно продление игры, если это положительно влияет на состояние ребёнка.
Песочная терапия в работе педагога-психолога с дошкольниками базируется на главном принципе - игре. Психолог не интерпретирует игру ребёнка с песком, а выполняет роль внимательного зрителя. Активную позицию здесь занимает дошкольник. Главным для психолога становится не решить проблемы за ребёнка, а научить его решать их самостоятельно, создать условия для становления способности ребёнка к саморазвитию.
Игры с песком развивают внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику. Так же, как уже было замечено, при игре с песком стабилизируется психоэмоциональное состояние ребёнка. Формируется умение проговаривать свои ощущения, навыки выражения эмоций, развивается способность к эмпатии, сопереживанию. Песочная терапия решает задачи по развитию волевой сферы ребёнка: способствует разрядке агрессивных импульсов, воспитывает самостоятельность и ответственность, учит регулировать поведение.
Действия с песком могут происходить по-разному. Ребёнок совершает определённые манипуляции с песочной поверхностью: рисует на ней, делает отпечатки, создаёт горки, заполняет песком формочки. Также дети могут проникать в толщу песка. Они роют ямки и тоннели, прячут в песок предметы и игрушки, которые впоследствии находят. А ещё дети могут организовывать целые сюжеты. С помощью игрушек, формочек, камушек и других предметов ребята создают целые города и композиции. Игры с песком могут быть различной направленности.
Адаптационные игры, которые помогают привыкнуть к новым условиям пребывания ребёнка. Например, «Отпечатки», «Дом для друга».
Обучающие игры, направленные на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, что впоследствии обеспечивает благотворный процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым развивается его речь и словарный запас. Например, «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Угадай по описанию».
Познавательные игры – это игры, с помощью которых мы помогаем ребёнку познавать мир. Например, «Путешествие», «Загадки».
Логопедические игры, способствующие устранить дефекты и несформированность речи. Например, «Песочный ветер», «Дорисуй картинку».
Графомоторные игры, направленные на развитие координации движения, графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений. Например, «Песочные строители», «Необыкновенные следы».
Развить творчество и фантазию ребёнка помогают проективные игры. С их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие дошкольника. Это такие игры, как «Нарисуй картину», «Сказка», «Волшебная страна».
Творческие игры, способствующие развитию воображения, эмоциональной отзывчивости. К ним относится конструирование из песка, составление узоров на песке, создание песочных композиций и картин.
Анимационные игры – игры по созданию анимации на песке. Например, «Весёлые превращения».
Игры с песком предполагают, как индивидуальную, так и групповую форму работы. Песочная терапия имеет ряд преимуществ перед другими формами арт-терапии. Во-первых, процесс песочной терапии не требует никаких специальных умений и навыков. Да и сам материал – песок – приятен для ребёнка. Во-вторых, рисование песком даёт возможность мгновенно изменить картинку и не прибегая к полной реконструкции. В-третьих, техника помогает развивать тонкую моторику, что особенно полезно для детей. А также рисовать можно двумя руками одновременно и симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга.
Метод песочной терапии завоевывает всё большую популярность у практикующих психологов. С помощью данной техники дошкольники развивают свои индивидуальные способности. Работы детей отражают их истинные чувства, переживания, эмоции, внутренний мир. Песочная терапия для детей может стать помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.
Татьяна Веселовская, педагог-психолог
Академическая гимназия
г. Мытищи, Московская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии