"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Народная кукла
Проект по духовно-нравственному воспитанию через приобщение к народному творчеству
Работая по составленной мною системе «Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к народному творчеству», я углублённо знакомлю дошкольников с различными видами народного фольклора и народного творчества. Одним из эффективных методов работы является проектная деятельность. По данной теме мню было разработано несколько проектов. Одним из самых интересных проектов является проект «Народная кукла».
Тип проекта: образовательный, краткосрочный.
План реализации проекта
- Подготовительный этап
Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме; сбор необходимой информации из интернета; изучение технологий изготовления народной куклы; анкетирование родителей «Как и во что вы играете со своим ребёнком?»; приобретение и сбор материалов для изготовления народных кукол; разработка мастер-классов с родителями;
- Формирующий этап
Совместная деятельность педагога, детей и родителей по изучению русской народной куклы. Просмотр презентации «История возникновения русской народной куклы»; рассматривание иллюстраций «Русская народная кукла»; чтение художественной литературы, стихотворений, потешек, закличек; знакомство с русскими народными играми («Угадай, чей голосок?», «Горелки», «Колпачок», «Яша», «Заря», «Золотые ворота»).
- Итоговый этап
Анализ и оценка результатов работы над проектом.
Актуальность проекта
Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России.
Наши дети должны хорошо знать не только историю России, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.
Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на создание проекта «Народная кукла», посвящённого кукле. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир.
Цель: знакомство дошкольников с русской народной куклой, её происхождением и способами изготовления.
Задачи:
- знакомить детей с историей возникновения народной куклы;
- обучать технологии изготовления народной куклы;
- способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского народа;
- учить проявлять фантазию и творчество;
- воспитывать у детей интерес к народной кукле;
- учить детей делать куклу своими руками;
- демонстрировать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором;
- развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
В процессе ознакомления дошкольников с историей русской народной куклы надо учитывать следующие принципы:
- принцип доступности изучаемого материала.
- принцип историзма: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время). Это связано с несформированностью у дошкольников исторического сознания.
- принцип интегрированности подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа взаимодействует (интегрируется) в различных видах детской деятельности.
Ожидаемые результаты: дети должны знать историю происхождения народной куклы, должны уметь делать самостоятельно простейшие народные куклы.
Ход работы над проектом
На начальном этапе я проверила знания детей о народной кукле. Результаты показали незаслуженное забвение народной куклы в современном мире.
Мною был проведен ряд занятий по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, на которых дети узнали о происхождении куклы, из чего они делались, как назывались и для чего они предназначались. Мы совершили с детьми экскурсию в русскую избу. Рассматривали народные куклы из разных материалов. Смотрели презентацию «Какие игрушки, куклы были у детей в старину». В рамках проекта провели «День народных игр».
Следующим этапом было проведение практических занятий.
Рисование «Русская изба глазами детей»; «Кукла Пеленашка»; лепка «Зайчик».
Изготовление куклы из шишки. Изготовление тряпичных кукол: «Пеленашка», «Кувадка», «Зайчик на пальчик».
Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько важно ребёнку не просто изготовить какую-либо куклу, но и обязательно обыграть её, включить в игровую деятельность.
Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея «Народная кукла», посвящённого народной кукле. Все экспонаты этого музея были созданы моими руками, руками родителей и детей. По мере надобности экспонаты музея пополняются.
Вывод
По результатам работы проекта «Народная кукла» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления можно и нужно начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту даёт положительные результаты, дети в полном объёме усвоили предлагаемый им материал. Знания и умение детей возросли, углубились за счёт полученных навыков работы по изготовлению народной куклы.
Вера Орехова, воспитатель,
МБДОУ Д/с №125, г. Воронеж
Рекомендуем почитать
- Запутанные дорожки тантрикса
- Отзывы наших читателей
- Алла Романова, главный редактор
- Выбирай подарочек!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии